#ЗРИТЕЛЬ_ГОВОРИТ
Разработка сайта:ALS-studio
Рецензию на спектакль «Лев зимой» в постанове заслуженного артиста России Геннадия Гущина написала участница проекта «Школа театрального критика» Елена Жданова. Напомним, что проект проводился Иркутским драматическим театром в феврале 2020 года и имел большой отклик. Елена Жданова стала одним из самых активных семинаристов нашей «Школы».
Иди вперёд и не оглядывайся!
Весной 2021 года состоялась долгожданная премьера спектакля «Лев зимой» по пьесе драматурга и сценариста Джеймса Голдмена.
В Иркутске к пьесе американского классика обратились впервые. Над сценографией работали художник Виктор Никоненко с дочерью Иларией. Она создала костюмы, в которых преобладают серые, синие, чёрные, красные ткани, а Виктор, лауреат премии «Золотая маска» 2005 года, выстроил декорацию замка в виде башен-клеток, которые затянуты лёгкой как дымка вуалью.
По краям авансцены выставлены ростовые фигуры-подиумы. К левой прицеплён огромный, почти ростом с фигуру, меч короля Генри II. На правой зафиксированы два небольших клинка. Они олицетворяют сыновей Ричарда и Джона, между которыми и разворачивается борьба за обладание английской короной.
В глубине сцены – трон в виде руки, который делит пространство надвое. Трон установлен на небольшом поворотном круге, который претенденты на престол вращают в разных направлениях, наглядно демонстрируя шаткость престолонаследования. Генри хочет укрепить империю, поэтому много лет назад заключил с французским королём брачный договор, по которому их дети должны вступить в династический брак. Генри настаивает, чтобы французская принцесса Элис вышла за Джона. Супруга короля Элинор хочет выдать её замуж за Ричарда. Кто из сыновей берёт верх, тот и поворачивает трон. Над троном возвышается гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол».
Противостояние между членами семьи нарастает от сцены к сцене. Откровенность диалогов обличает зыбкое положение, в котором находится каждая из заинтересованных сторон. С клеток по очереди одну за другой срывают покрывающую их вуаль. Это усиливает драматизм зрелища, в котором «прозрачность» ткани становится символом «откровенности» героев. Ткань-хамелеон, в зависимости от света рампы, меняет цвет от матово-серого до иссиня-чёрного оттенка. Свет зеркально отражает страсти, которыми охвачены герои. Художник по свету Сергей Скорнецкий, лауреат «Золотой маски» 2015 года, с помощью световых эффектов обогатил психологические портреты героев. Честолюбие, отчаяние, надежды, ненависть, кротость, гнев окрашены в металлические оттенки белого, бронзового, которые сменяют красно-багровые блики, постепенно гаснущие до зияющей черноты сцены. После небольшой паузы свет рампы вновь окрашивает пространство в кроваво-пурпурные, терракотовые, сине-матовые, серые оттенки. Каждый цветовой всплеск увязан с лицом, тембром, пластикой актёра.
Цветовое решение, в котором выдержаны сценография и костюмы, определяют температуру всего спектакля – англо-нормандская стужа, ненастье, порождённое враждой внутри дома.
«…Мне думалось, – делится своими соображениями режиссёр и исполнитель главной роли, заслуженный артист России Геннадий Гущин, – что это волчья стая. Старый волк уже теряет хватку, и молодые волки готовы на него наброситься и вцепиться ему в бок. Поэтому мы строили мизансцены таким образом, чтобы персонажи стояли стайкой, которая ждёт момента впиться ему в глотку короля…»
Вцепиться в глотку по праву силы. Немаловажным символом спектакля становится бордовое полотно, отождествляющее власть. Оно служит покрывалом, мантией, дорожкой к трону, плащом. По очереди в ткань кровавого цвета заворачивают Элис, Ричарда, Генри, Элинор, им покрывают пьедестал трона, его вешают на меч Генри, его перетягивают между собой отец и сын. Власть и страсть прочно связаны узами брака, которым все манипулируют, и от убийства в финале способна удержать только любовь. Так любит ли Элинор Генри?
«Любит, – уверена артистка Марина Елина, сыгравшая роль английской королевы, – пусть она неоднозначная фигура, но для меня было важно протянуть в роли линию любви. Пусть это любовь-ненависть, но эти чувства сосредоточены в одних и тех же людях…»
Игру Марины Елиной отличает сдержанность в проявлении чувств и неторопливость в движениях. Плавность шагов, царственная осанка, покровительственная манера держаться демонстрируют масштаб влияния королевы на судьбы европейских домов. В отношениях с мужем и сыновьями Элинор руководствуется амбициями в битве за престол, что деформирует её чувства и оказывает влияние на её поступки. На протяжении спектакля актриса три раза меняет кулоны, которые носит королева. В первой сцене она появляется с зелёным камнем, который в ключевых сценах открытого столкновения с мужем заменит кулон огненного цвета.
«…Мы пытались проанализировать и донести до зрителя линию, что они все недолюбленные, – отмечает Геннадий Гущин, – Дети брошены, никому не нужны, поэтому возникает вопрос: «меня не любили, почему, какие они, родители?» У Элинор и Генри тоже своя беда, любовь-ненависть, довольно страшный оттенок любви, который встречается в жизни…»
Жена, поднявшая мятеж против мужа, сыновья, погрязшие в интригах против отца, любовница, которая борется за своё право на Генри, и французский король, который мечтает поквитаться за отца. Все они собираются в канун Рождества под одной крышей, чтобы выслушать, кого Генри назначит наследником трона. Так это история о проблемах престолонаследия или запутанных взаимоотношениях в семье?
«…Как мне кажется, в первую очередь это история о семье, в которой происходит и хорошее, и плохое, и конфликты, и радости. Всё как у нас, простых людей, просто на другом уровне, – говорит артист Сергей Дубянский, сыгравший роль Джона, младшего сына. – Джон – избалованный ребёнок, который любит себя, родителей, братьев, власть и всё, что его окружает. Он искренне верит, что он папин любимец и что он станет королём. Когда он понимает, что ничего, как прежде, уже не будет, ему приходится полностью переосмысливать свою жизнь…»
Сергей Дубянский играет суетливого, слабого, мятущегося между отцом и братьями принца, который всем мешает и постоянно попадает в неловкое положение из-за собственной недальновидности. Пятый сын Генри и Элинор самонадеян, а политический азарт искажает его восприятие реальности. Бледно-голубые и серые цвета костюма подчёркивают мягкотелость принца.
«…Поскольку театр занимается человеком, мы ищем мотивы, которыми руководствуются люди, – размышляет Геннадий Гущин. – В человеке намешано хорошее и плохое. Что ты в себе взрастишь, то из тебя и выйдет…»
Лейтмотивом пьесы Голдмена является властолюбие, которое воплощено в Генри. Он не просто собирает земли под властью английской короны, он мечтает оставить преемника, крепко стоящего на его позициях. Правление Генри как сжатая пружина накапливает в себе внутренние противоречия, а отцовская выучка делает сыновей врагами, поскольку он поощряет в них жесткость и склонность к интригам, считая, что это поможет сохранить трон Джону. Ум, жаждущий власти как хлеба, застревает в клетке честолюбия и становится близоруким.
К финалу манипуляции Генри приводят его к разрыву с сыновьями. Элис, сполна испытавшая на себе нрав короля, пытается сама влиять на его решения. Непосредственность молодости и бессердечие молодой принцессы актриса Дарья Горбунова передаёт через лёгкость движений, грациозность, чувственность и кровожадность, которая просыпается в ней при первой надежде выйти замуж за Генри. Пользуясь положением фаворитки, она стравливает между собой отца с сыновьями.
«…Вот, к примеру, финальная сцена, – рассуждает о человеческой природе Геннадий Гущин, – когда король думал, что сможет казнить сына. Но мы до конца никогда не знаем, на что способны. Мы можем фантазировать, смоделировать в голове ситуацию, а в последнюю секунду в нас просыпается... Мы не знаем, почему мы так поступаем и не можем, к примеру, убить. Я финал немного изменил. Пусть будет Воскрешение. Как театр мы обязаны оставить зрителям надежду…»
Элинор, обладая невероятным присутствием духа и незаурядными способностями, смягчает гнев короля. Соперничество между женщинами за власть над королём заканчивается ничем. В финале Элинор и Элис держат свечи, неяркий свет которых не сможет разогнать мрак вокруг, но способен осветить путь каждой из них.
«…Если вы обратите внимание на мои спектакли, вы увидите, что для меня женщина – это святое создание, – подытоживает режиссёр. – Так я отношусь и к маме, и к жене, и к дочери, и к своим актрисам, с которыми работаю. Элеонору можно оправдать любовью к Генри. В финале она, несмотря на все войны с мужем, поддерживает его, чем возвращает Генри к жизни. Это судьба женщины – быть для мужа последней опорой. У Элис ситуация сложнее. Мы, в общем-то, так и оставили её в этой тюрьме со свечкой, потому что она – жертва. И это тоже судьба женщины, быть и оставаться жертвой…»
Плантагенеты, испытывая предел своей силы, останавливаются на краю пропасти, за которой маячит столетняя война. А всадник с гравюры Дюрера движется, не оглядываясь, от тьмы к свету.