Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

#ЗРИТЕЛЬ_ГОВОРИТ

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова вот уже около года идет спектакль по одноименной пьесе А.К. Толстого «Царь Федор Иоанович». Не вдаваясь в подробности сюжета, скажу лишь, что пьеса повествует о временах между царствованием Ивана IV Грозного и смутой. В центре внимания предстает сын первого русского царя – Федор Иоанович, личность крайне нетипичная для русского престола. Общепринято считать, что царь Федор сам государством не управлял (ибо был к этому не способен в силу своей слабости телесной и душевной), а все дела перепоручил боярам (и прежде всего шурину своему – Борису Годунову). 

Признаюсь, пьесу А.К. Толстого я ранее не читал, и меня одолевали большие сомнения относительно материала и самого спектакля. Историю я очень люблю, но в данном случае опасался сложности сюжета, перегруженности информацией и самое главное наличия актуальности поднятой темы. Мои опасения, к счастью, не оправдались! Наоборот, спектакль подвиг меня на размышления и осознание того, что описываемые события о нас и про нас, а история, имеющая свойство пошутить и развиваться по спирали, требует к себе самого пристального внимания. И особенно наша, русская история. 
Царя Федора Иоановича современники и потомки воспринимали по-разному: одни считали его слабоумным, другие слишком набожным, святым на троне (опять - таки, слабоумным). Возникает вопрос: а нужен ли Руси такой царь? Ни для кого не секрет, русский народ всегда мечтал о добром, справедливом и благочестивом правителе - заступнике, который будет заботиться о мире, всеобщем благе и процветании под сенью любви. Идиллическая, почти райская картина. И вот появляется такой царь! Причем когда?! После десятилетий кровопролития, опричнины, террора и страха. Святой царь наследует грозному царю. Казалось бы, вот она милость Божья! Но нет, святой царь у нас становится безвольным, безумным, неспособным и т.д. Разрешая спор, он старается примирить, а не пристроить под топор, верит клятвам и обещаниям, и не понимает, как их можно нарушить (ну не безумец ли?!). Как такому доверить управление страной! И вот, уже в сердцах и умах появляется тоска по кровавым временам покойного царя. 

Так почему же у нас так? Почему такое противоречие в наших чаяниях? «Царь Федор Иоанович» А.К. Толстого как раз про это. Однозначного ответа на поставленные вопросы нет, каждый на них должен ответить сам. Как мне кажется, каждый народ достоин своих правителей. Поэтому власть и народ, как ни крути, едины и взаимосвязаны. И одно порождает другое. Есть над, чем задуматься! Спектакль охлопковцев в полной мере отражает и трагизм всей нашей истории, и личную трагедию одного отдельно взятого человека. Что будет потом? Потом святой царь умрет, а на Руси начнется смута, как последний (но от этого не менее кровавый) аккорд времен Ивана IV. И будет этот аккорд достоин нрава первого русского царя. В наше время есть нечто схожее. Мы тоже порой хотим грозной руки (а такая в первой половине XX столетия у нас была), которая наведет порядок и заставит трепетать наших врагов, да и нас самих заодно. Но уже нет царя Федора, Годуновых, Шуйских и многих других. Кровавое колесо истории (так хорошо представленное в форме царской державы) перемололо всех. А что мы имеем в сухом остатке? А в конце, как в продолжение данной истории, но уже из знаменитой пьесы другого нашего классика «Народ безмолвствует».

Автор: 
С.Меринов
22.04.2019