Будь в курсе
событий театра

«Золотая маска» Виталия Венгера

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Перечисление всех сыгранных ролей и полученных почетных, заслуженных, лауреатских званий этого любимого зрителями артиста занимает больше двух страниц. Но самое дорогое его сердцу, пожалуй, то, что было получено еще в студенческие годы: ласково и уважительно режиссеры, друзья-артисты, поклонники называли его Виля. Сегодня наш гость - лауреат Государственной премии, народный артист России, награжденный самой престижной театральной премией нашей страны «Золотая маска - за честь и достоинство» Виталий Венгер.
 
 
Залитая празднично-юбилейным светом сцена. Виновнице торжества — главному режиссеру музыкального театра Наталье Печерской обещают сюрприз и объявляют выход Виктории Рябовой. Престарелая дама в галифе и черной бархатной кофточке с эротическим вырезом на спине появляется из кулис под аплодисменты зала. Как Вилю ни гримируют — узнают милого по походке. В образе тетушки Клотильды из последней премьеры академической сцены Виталий Венгер феерически обаятелен и смешон. В «капустнике» он изображал воспитательницу детского сада, «в котором Наташенька (Печерская) поставила свой первый спектакль «Курочка Ряба». И так успешно, что исполнявшая в нем роль курочки воспитательница с тех пор начала... нести золотые яйца! Все время, пока Венгер с компанией был на сцене, зал «улетал» от хохота.
 
 
— Виталий Константинович, вы удивительный актер старшего поколения, который всегда участвует в «капустниках». Вы так легкомысленны?
 
 
— Даже не знаю! Характер, наверное, такой. Я ловлю эти моменты и огорчаюсь, когда не могу почему-либо быть участником «капустников». Это же прекрасно! Сегодня сыграть Лира, прийти домой, выключить все, потому что голова устала — и это от возраста, а не оттого, что профессионально тяжело. Посидеть спокойно, снова внутренне пройти самые важные моменты роли, отстранившись, увидеть себя и оценить.
 
 
А на следующий день пойти на «капустник» и повалять дурака в свое удовольствие.
 
 
— Это актерский кураж?
 
 
— Наверное, в меня четвертинку денатурата влили — раньше была такая жидкость для разжигания примусов. Может, уже и не так ярко горю, но «кайф» получаю!
 
В. Венгер — выпускник знаменитый «Щуки» — Высшего театрального училища им. Щукина, которое сохраняет традиции вахтанговской сцены. Учителями Виталия Константиновича были ученики Вахтангова — народные артисты СССР Симонов, Толочко, Мансурова, Орочко, Шихматов, Львова, Кольцов. Об этом актер писал в своих книгах и не устает с благодарностью говорить в интервью. Знаменитый вахтанговский «фантастический реализм» стал для Венгера главной опорой творчества, он имеет талант, силы и смелость отстаивать его все долгие годы на сцене рядом с актерами и режиссерами совсем других школ. Вообще-то Виталий Константинович глубоко убежден, что с иркутским театром ему очень повезло. Приехав сюда в 1959 г., он попал в окружение великолепных артистов, с которыми было интересно работать. Свой краткосрочный побег в московский Театр сатиры считает случайным стечением обстоятельств. Иркутской сцене предан, благодарен и нежно в нее влюблен. Как и в свою профессию. С годами ничего не меняется — открываются новые увлекательные грани!

Спрашиваю Виталия Константиновича о первом театральном впечатлении, сохранившемся в памяти с детства.
 
 
— Не театральное, а цирковое было первым. И с тех пор я брал трость, напяливал на нос огромные очки, надевал капоты и изображал своего дедушку. Вообще я мечтал стать клоуном.
 
 
Может быть, это детское убеждение, что лучшая работа для актера — смешить публику, повлияло на наклонности студийца. В рекомендации, выданной руководителем курса, актеру было определено амплуа комика, характерного исполнителя.
 
 
— А как же случилось, что именно вас выбрал режиссер для работы в «Варшавской мелодии»? Камерный, лирический, с огромным успехом шедший на сцене нашего театра спектакль многие помнят и сейчас. И вашу замечательную роль, неожиданную для зрителя, привыкшего видеть артиста Венгера другим.
 
 
— И для меня было неожиданным предложение режиссера Терентьева сыграть в этом спектакле. Я не видел себя в этой роли, а он убедил меня, что необходимо переходить к подобным ролям. То же произошло с Лиром. Почти год мы вели разговоры с режиссером Геннадием Шапошниковым, он был убежден, что это работа для меня. Когда начались репетиции, мы очень много обсуждали каждую сцену, сидели вечерами после и снова возвращались к разговорам назавтра.
 
В «Варшавской мелодии» я находил новые профессиональные и творческие качества в себе в возрасте сорока лет. С Лиром встретиться пришлось уже в таком возрасте, когда, как правило, не ждешь неожиданностей ни от режиссерских предложений, ни от себя тем более. Было трудно перебороть себя, но и безумно увлекательно переступить невидимую грань.
 
Самая свежая из ролей Виталия Венгера — уже упомянутая тетушка Клотильда в итальянской комедии «Я тебя не знаю больше, милый». В ней актер использовал весь арсенал любимых комических приемов. И зал снова и снова смеется и плачет и вновь возвращает актера на сцену благодарными аплодисментами.
Автор: 
Ольга Соболева
12.04.2004