Будь в курсе
событий театра

«Золотая Маска» - 2004

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Пьедестал для лауреатов

 

Исключительно удачно выбрали организаторы торжественной церемонии день для вручения национальной театральной премии «Золотая Маска». 12 апреля - день рождения Александра Николаевича Островского. Об этом напомнила собравшимся в Большом театре зрителям актриса Малого Людмила Полякова, Подарком ко дню рождения великого драматурга можно считать спец-приз жюри спектаклю Сергея Женовача «Правда — хорошо, а счастье лучше» — «за актерский ансамбль». Не оказался в обиде и другой великий русский драматург Николай Васильевич Гоголь. «Лучшим спектаклем большой формы» жюри назвало '«Ревизора» Александрийского театра в постановке Валерия Фокина. «Я очень рада за театр. Он долгие годы ждал этого дня», - сказала вручавшая премию Алла Демидова. Обладатель «Маски» «за лучшую работу художника» Александр Боровский благодарил Гоголя за великую пьесу. Третьим триумфатором среди русских драматургов стал Антон Павлович Чехов. Премию «за лучшую режиссуру» присудили Льву Додину за «Дядю Ваню» в Малом Драматическом - Театре Европы, исполнитель роли Войницкого Сергей Курышев награжден «за лучшую мужскую роль». А вот премия зрительских симпатий, учрежденная Нескафе Голд, досталась спектаклю по пьесе современных драматургов «Золотая Маска»- 2004 досталась спектаклю по пьесе современных драматургов - «Пленным духам» братьев Пресняковых в Центре драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина.

 

Пожалуй, впервые за всю историю экспертный совет не костили за нерепрезентативность программы. Алла Демидова участвовала в работе жюри во второй раз и призналась, что если в первый раз ей «все не нравилось», то в этом году, напротив, «все понравилось». «Театр рванул в еще неясную ипостась. Было много хороших работ». Еще одной особенностью юбилейной десятой «Маски» оказалось вполне ожидаемое вручение премии «за лучший спектакль малой формы» - новосибирскому «Глобусу» за «Двойное непостоянство». Зал взорвался овацией. «Непостоянство» Дмитрия Чернякова стало одним из важнейших событий программы.. Победа новосибирцев и одной из главных номинаций — очевидный прорыв российского театра, традиционно считаемого московскими критиками неконкурентоспособным театру столичному. Спецприз жюри вручен Ольге Цинк за роль Сильвии. Новосибирская актриса благодарила московскую публику за прием и режиссера Чернякова, пожелав ему, чтобы весь театр полюбил его так, как она. Впрочем, Дмитрия Чернякова полюбило и музыкальное жюри, выдав ему «Маску» «за лучшую режиссуру» в спектакле «Похождения повесы» в Большом.

 

Новосибирску на этот раз необыкновенно повезло: две «Маски» в драматическом конкурсе и целых три в музыкальном. Опера «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке получила премии за «лучший спектакль», «лучшую мужскую роль» - Александру Лебедеву и «за лучшую сценографию» - Давиду Боровскому. Приз «лучшему дирижеру» вручен Алексею Людмилину за спектакль «Кахым-туря» в Башкирском театре оперы и балета. «Лучшим балетом» назвали пермский «ВАLLET IMPERIAL «.

 

Москва брала реванш в частных номинациях. «Светлый ручей» отме-чен премией «за лучшую хореографию» - Алексею Ратманскому, за лучшую мужскую и женскую роли» - Марии Александровой и Сергею Филину, спецприз Геннадию Янину. В столице остались и «Маски» за лучшие женские роли в опере (Елена Вознесенская в «Похождении по-весы») и в драме (Чулпан Хаматова в спектакле «Мамапапасынсобака»). Два столичных спектакля оказались «лучшими» — «Весна священная» в номинации «Современный танец» и «Кислород» в номинации «Новация».

 

В «Куклах» питерцы соревновались с питерцами. «Лучшим спектаклем» стали «Приключения незадачливого дракона» (Кукольный театр «Сказка»), а «лучшей актрисой» - Элина Агеева (за роли Эвридики, Галатеи, Дриады в «Сне фавна»).

 

Было бы преувеличением сказать, что решительно все остались довольны всеми решениями жюри. Такого еще не было, да и вряд ли когда-нибудь будет. Конкурс, действительно, был, как никогда, сильным. Горевали те, кто восторгался игрой Евгения Миронова в «Вишневом саде», Ксении Раппопорт и Игоря Иванова в «Дяде Ване» Марины Солопченко и Александра Баргма-на в «Норе». Можно было бы еще раз опубликовать списки номинируемых, чтобы удостовериться: почти все могли претендовать на «Маску». Критики вынесли свой вердикт, назвав «лучшим спектаклем» «Вишневый сад» Эймунтаеа Някрошюса (проект Мено Фортас и Фонда К.С.Станиславского). Напомним, что «Времена года» Някрошюса стали лучшим «зарубежным спектаклем» сезона. В финале Александр Калягин награждал замечательного иркутского артиста Виталия Венгера и великого режиссера Бориса Покровского «Золотой Маской» - «за честь и достоинство». Премию Покровского получала его дочь Алла Борисовна. «Борис Александрович просил передать, - сказала она, - что надеется свои будущие спектакли ставить с честью и достоинством».

 

Церемония в Большом театре была статусным, торжественным ме-роприятием. В зале находились Виктор Геращенко и Никита Михалков, на сцену выходили вручать премии новый министр культуры Александр Соколов и экс министр Михаил Швыдкой. Напоследок прозвучал финальный хор из «Турандот» и на зал пролился золотой дождь.

27.04.2004