Будь в курсе
событий театра

Значение дисциплины «Актерское мастерство» для обучения студентов журналистов

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Для описания полной картины задач, стоящих перед данным курсом, начну, пожалуй, с обозначения проблем. Первая и наиглавнейшая: слишком мало времени выделено в учебном процессе для этой дисциплины. Но здесь, как говорится, и сетовать не стоит: нельзя выводить значение «актерского мастерства» в обучении журналистов на роль одного из основных — нелогично. Хотя надо отдавать себе отчет в том, что 40 учебных часов в течение двух триместров — очень мало (в сравнении с театральными учебными заведениями). Стоило бы задуматься, конечно, о целесообразности преподавания этого предмета в столь короткие сроки. Но целесообразность эта существует, и я попытаюсь в этой статье ее показать.

Общепринятое мнение: «Актерское мастерство необходимо работникам СМИ, так как довольно-таки часто выпускники этой специальности ра-ботают и перед камерой на телевидении, и перед микрофоном на радио». Важно, чтобы в этой ситуации журналист не терялся и делал свою работу достойно, в этом-то плане и помогают ему занятия актерским мастерством.

Но как говорили и говорят очень многие режиссеры, актеры, театральные педагоги: «Научить актерскому мастерству нельзя, можно только лишь, в лучшем случае, обучить некоторым актерским навыкам — остальное от Бога». Но и здесь мы сталкиваемся с проблемой: навык формируется при постоянном его повторении, если не каждый день, то хотя бы через день. Занятия же по актерскому мастерству приходится проводить раз в неделю. Но, надо отметить, что даже в такой ситуации можно добиться определенных результатов.

За время обучения в театральном учебном заведении студенты проходят по «Мастерству актера» большое количество тем:

— работа в актерском тренинге;
— работа «Я в предлагаемых обстоятельствах»;
— наблюдения за: предметом, животным, ребенком, человеком;
— работа с воображаемым предметом;
— работа над ролью;
— работа над образом и др.

По всем этим темам студенты делают этюды. И надо заметить, что, до-пустим, на изучение одной только темы: «Я в предлагаемых обстоятельст-вах» у студентов театрального вуза уходит весь первый год обучения с ежедневными трехчасовыми занятиями.

Что же делать в нашей ситуации? Когда полнообъемная работа актерским тренингом невозможна. Для этого нужны — хотя бы, как минимум, приспособленная к таким занятиям аудитория и спортивная форма обучающихся. А в нашем вузе — обычные аудитории с рядами парт. Тем не менее, мы со студентами обучились делать тренинги и в таких условиях.

Каким же образом выйти из этой ситуации? Может быть, у кого-то есть свои решения данных проблем, я же хочу поделиться своим опытом, наработанным вместе со студентами-журналистами, опытом, найденным часто экспериментально, иногда в результате случайного наития, общего вдохновения. И зачетные собеседования со студентами показали определенную результативность этих методов.

В свое время, сотрудничая с одним из иркутских телеканалов, я обратил внимание на то, что в процессе работы абсолютно всем необходим навык, как говорят актеры, распределения себя, своего тела, своей психофизики между множеством центров внимания. А таких центров внимания у рабо-тающего журналиста одномоментно имеется от нескольких единиц до не-скольких десятков. Обратив на это внимание, я начал выстраивание актер-ского тренинга для будущих журналистов, исходя из принципов наработки взаимодействия с центрами внимания, а именно:

— определение трех кругов внимания (внутренний, средний, внешний);
— изменение центров внимания и работа с ними.

Даже простой переход в полной тишине от одной парты к другой несет в себе задачу удержания как минимум 6 центров внимания:

1. Точка выхода.
2. Цель, куда идем.
3. Абсолютная тишина движения.
4. Ориентация в пространстве.
5. Ориентация в среде партнеров.
6. Ритм движения.

Переосмысление известных актерских тренингов привело меня к выводу, что помимо основной своей задачи (а они разные), многие упражнения дают возможность на развитие навыка на удержание и работу с центрами внимания.

Насколько это важно, я хотел бы проиллюстрировать примером работы журналиста перед камерой. Вот только несколько центров внимания журналиста:

1. камера;
2. текст;
3. подсказчик;
4. осмысление своей цели и задачи;
5. перспектива выступления (с чего начинаю — чем заканчиваю);
6. смена планов;
7. звук.

Сюда же можно приписать множество отвлекающих центров внимания. А если эта ситуация в прямом эфире? А если при этом журналист берет интервью? Да даже работа в редакциях газет и журналов предполагает в се возможность использования владением центрами внимания.

Перейдем к вопросу создания того или иного образа. Студенты часто спрашивают (как правило, на первых занятиях): как выстроить экранный или радийный образ журналиста, чтобы он был оригинальным и запоминающимся. И опять мы сталкиваемся с проблемой малого числа часов практики. Но и здесь есть выход.

Я объясняю студентам, что в театральных учебных заведениях к понятию выстраивания образа подходят только на 4-м курсе (предварительно накопив необходимые знания и навыки за предыдущие годы обучения), и нам за наш маленький курс совершенно нереально сделать это, мы только запутаемся и навредим себе. Лучше задуматься вот о чем: население Земли уже сейчас составляет 7 миллиардов человек. Представьте, что среди этих семи миллиардов нет ни одного одинакового. Даже близнецы чем-нибудь, да и отличаются и чаще, кстати, темпераментом. Подумайте, насколько вы оригинальны! Из семи миллиардов нет ни одного похожего на вас! Больше доверяйте своему телу и подсознанию, своей личности. К. С. Станиславский говорил: «Актер — это, прежде всего, личность!». Развивайте свою личность, свою индивидуальность. Занимайтесь своим прямым делом — журналистикой, а ваша органика сама выстроит вам соответствующий образ, и этот образ будет неповторим! (Хотя по идее, этот вопрос входит в тему: «Я в предлагаемых обстоятельствах»).

Ведь по большому счету, зритель подсознательно смотрит на то, чем этот человек отличается от другого. И позволю высказать здесь свое мнение, я не в восторге от того, когда профессиональные журналисты начинают кривляться перед камерой, предполагая, что этим они создают «образ», хотя ничего в этом не понимают.

В наших тренингах на развитие индивидуальности направлены многие упражнения в парах, работа с куполом, атмосферой, анализ работы, собеседования как групповые, так и личные.

У С. В. Гиппиус в книге «Гимнастика чувств» есть замечательная фраза: «Самое главное качество актера — его увлеченность». И здесь мы подхо-дим к одному из важных вопросов обучения «мастерству актера», и не только журналистов. Это вопрос восприятия.

Если восприятие журналиста, как иногда говорят, «замылено», то зрителю такой журналист интересен всего несколько секунд. Зритель рассмотрит его одежду, черты лица, и далее смотреть будет уже нечего.

Свежесть, глубина восприятия, его острота и заинтересованность — вот основной ключ к созданию образа журналиста (хоть и «я» в предлагаемых обстоятельствах). И на развитие восприятия направлены многие состав-ляющие учебного процесса:

— упражнения тренинга;
— дорога от дома;
— работа в паре;
— работа с предметом;
— актерский анализ текста;
— работа с камерой, с последующим анализом;
— этюды;
— творческие дневники;
— насыщенная культурная среда.

Эмоциональное восприятие студентами окружающей действительности —- вот одна из основных целей и задач дисциплины «Мастерство актера» для обучения студентов журналистов.

Если и в дальнейшем студенты будут развивать свою непосредственную способность к восприятию окружающего мира, то они могут достигнуть достойных высот, в котором, помимо прочего им помогут и занятия по «мастерству актера».

Автор: 
А. Винокуров
01.03.2011