Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Журналисты и театр: в одну сторону или...?

Версия для печатиВерсия для печати

30 октября в пресс-центре Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова прошел круглый стол «Театр и СМИ», организованный в рамках Байкальского театрального форума «Региональный театр: проблемы, перспективы и точки роста». Представители СМИ, руководители литературно-драматургической частью региональных театров и театральные критики обсудили новые вызовы современного медиапространства, взаимодействие театров и СМИ, трансформацию и адаптацию театральной рецензии к условиям современности, а также школу театрального блогерства как одну из форм конструктивного диалога театра со зрителем.
 

В качестве экспертов выступили театральный критик, член комиссии по критике и театроведению СТД РФ, эксперт фестивалей «Золотая маска», «Арлекин», заслуженный работник культуры РФ Владимир Спешков и член Союза писателей РФ и Союза театральных деятелей РФ, театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения Александр Колесников. Модерировала круглый стол московский музыковед и театральный критик Лариса Барыкина.
 

Взаимодействие театра и СМИ имеет противоречивый характер, так как зачастую стороны преследуют отличные друг от друга задачи – театру важен пиар, СМИ и критикам – освещение события из мира культуры и определение, насколько жизнеспособен тот или иной театральный тренд. Отсюда возникает главная проблема: многие театры не заинтересованы в конструктивной критике, так как это может негативно сказаться на их репутации. За последние несколько лет изменились качество и количество коммуникаций между СМИ и театрами. Если в 90-х годах многочисленные издания горели желанием рассказывать о театре и о культурной жизни как таковой и таких источников было в избытке, то сейчас ситуация катастрофическая – издания закрываются или же и вовсе перестают писать на темы, связанные с культурой и искусством. Связано это со многими факторами, и одна из них - коммерческая составляющая.
 

Лариса Барыкина обратила внимание собравшихся на то, что критика как рефлексия искусства и анализ художественной действительности призваны нести просветительскую функцию в общество, проводить так называемую экспертизу культурного кода. И для того чтобы это исследование культурной составляющей города, страны и нации состоялось, нужно как можно больше взаимодействовать критикам и театру. Для этого существует множество способов – открывать современные лабораторные по драматургии, обсуждать постановки с артистами, драматургами, устраивать дискуссии на различные темы. 
 

- Театр остро нуждается в критике, потому что одно дело – проинформировать о предстоящем спектакле, а другое – грамотно рассказать о нем и дать беспристрастную оценку, - почеркнула Барыкина.
 

- Огромный труд – иметь определенное чутье на культурные явления, достойно, завораживающе и правдоподобно рассказывать об искусстве. Этому нужно учить. Радует, что желающих с годами не становится меньше, интерес продолжает расти. И современные технологии, интернет и формы бытования культуры в соцсетях только способствуют росту этого интереса, - подытожил Александр Колесников.
 

Владимир Спешков согласился с этим, отметив, что для развития коммуникации театра и СМИ важно также, чтобы в городах были люди, заинтересованные во взращивании настоящих критиков. Так, например, школы театрального блогера, фестивали, круглые столы – это способ научить будущих критиков ответственности, грамотной работе с культурным материалом, формированию позиции и отстаиванию своей точки зрения. И над созданием подобных школ нужно работать и работать.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Светлана Шевченко
31.10.2019