Будь в курсе
событий театра

Жизнь моя, люблю тебя вдвойне

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Алексей Павлов приехал в Иркутск в сентябре 1950 года вместе с женой Ольгой Абрамовой. Он – актёр, она – бывшая балерина; эти люди обладали необыкновенной сценической культурой. Ольга Ефимовна, выйдя на пенсию, стала педагогом-балетмейстером, постановщиком танцев. Алексей Алексеевич продолжал играть роли и ставить спектакли. Его удивительная природная органика и безупречная актёрская техника придавали каждому образу свой неповторимый шарм. Павлов не был баловнем судьбы, скорее наоборот: тех трагических событий, которые он пережил стойко и мужественно, хватило бы на несколько жизней.
 
Алексей Павлов сыграл в иркутском театре 50 ролей.
 
Учителями Алексея Павлова были талантливый русский драматург Евтихий Карпов, знаменитый артист Александринского театра Юрий Юрьев и выдающийся режиссёр Всеволод Мейерхольд. Так банковский служащий в 1913 году получил профессию артиста и режиссёра драмы. А осенью этого же года Алексей Павлов был призван на военную службу в Новогеоргиевскую крепостную артиллерию. Отбывая воинскую повинность в звании старшего фейерверкера (унтер-офицера), в августе 1915 года, во время осады крепости немецкими войсками, был тяжело контужен и вместе со всем гарнизоном взят в плен. Первая империалистическая война и германский плен закончились для Павлова в лагерях Западной Пруссии в конце 1918 года.
 
Вернувшись в Харьков, Алексей Алексеевич работал актёром в передвижных и советских театрах, несколько раз выезжал со специально созданными группами для обслуживания частей Красной Армии на фронтах гражданской войны. Богатыми на судьбоносные встречи стали для Павлова 1920-е годы: переезд в Москву, работа в интересных театральных коллективах и знакомство с Верой Барановской, его первой женой. Сегодня имя этой актрисы практически забыто, но незабываема одна из её многочисленных киноработ – роль горьковской старухи Ниловны в немом фильме (фильм был озвучен в 1935 году, через девять лет после выхода на экран. – Прим. авт.) знаменитого режиссёра Всеволода Пудовкина «Мать».
 
Алексей Алексеевич и Вера Всеволодовна открывают в Москве театральную студию, на базе которой создают Молодой экспериментальный театр, находившийся в Мамоновском переулке. Сам Алексей Алексеевич ярко и интересно работает в Театре драмы и комедии (бывший театр Корша) с режиссёрами Сахновским, Диким и Радиным, театре для детей с Наталией Сац, ставит спектакли в театре-студии имени Марии Ермоловой. Роли этого периода – великолепные молодые герои в пьесах Сарду, Островского, Лабиша: Санжен в «Мадам Лефевр», Паратов в «Бесприданнице», Фадинар в «Соломенной шляпке».
 
В 1928 году Барановская и Павлов командированы в советское кинопредставительство «Прометеус» в Берлин. Позднее артисты были приглашены в Прагу и Париж, где продолжали сниматься в фильмах. В декабре 1935 года Алексея Павлова постиг тяжелейший удар – в возрасте 50 лет в Париже скончалась Вера Барановская. Пережить горечь утраты любимой жены помогла работа. Артиста пригласил Рижский драматический театр. Это был интересный творческий период, отмеченный центральными ролями в спектаклях «Нора», «Доходное место», «Дворянское гнездо», «Женитьба», «Дама с камелиями», «Власть тьмы», «Обрыв», «Таня», «Чайка». С присоединением Латвии к Советскому Союзу в 1940 году Риж-ский театр стал Русским. Изменилась репертуарная политика коллектива, теперь её диктовало партийно-идеологическое руководство. Жестокая система не простила Павлову отъезда из России, и в 1941 году он был сослан в Соликамск, где руководил художественной самодеятельностью в местном клубе. А через два года Алексей Алексеевич попал в Нарым, там служил артистом в окружном драмтеатре. В 1944 году Нарымский округ был включён в состав Томской области, куда и перевели театр, который получил современное название – Томский областной театр драмы.
 
После тяжёлых испытаний Алексей Павлов обрёл не только актёрское, но и человеческое счастье. В Томске он встретил свою любовь. Ольга Ефимовна Абрамова была коренной петербурженкой, после окончания балетной школы работала солисткой балета в театрах Киева, Ростова-на-Дону, Харькова, ряда других городов. Она приехала в Томск перед Великой Отечественной войной, руководила балетными студиями и хореографическим ансамблем. В томском театре Алексей Павлов очень скоро стал ведущим актёром. Каждая роль, словно драгоценный камень, сверкала необыкновенно яркими гранями. Такими были Фамусов и Тартюф, Кречинский и Коста Вара, Подколесин и Болинброк – лучшие роли мирового репертуара, блестяще сыгранные Алексеем Павловым на томской сцене.
 
Ответив согласием на приглашение директора Иркутского областного драматического театра Осипа Волина, Алексей Павлов и Ольга Абрамова оказались в городе на Ангаре. В ярчайшем созвездии удивительных мастеров, составивших славу драматическому театру, Павлов занял ведущее положение. Создавая новый образ, он любил и умел быть разным – подчёркнуто театральный, с безупречным вкусом и удивительным чувством меры. Таким запомнился Алексей Алексеевич в ролях генерала-губернатора из «Кануна грозы», Захара Бардина из горьковских «Врагов», Цыганова из великолепного спектакля Виктора Головчинера «Варвары», Несчастливцева из «Леса», Полония из «Гамлета», Дорна из «Чайки», Городничего из «Ревизора».
 
В марте 1956 года состоялся бенефис актёра. Алексей Павлов вышел на сцену в роли Юзефа Каминского в спектакле «Обвинение», поставленном Михаилом Куликовским. Это было перед триумфальными гастролями в Москве, когда спектакли Иркутского областного драматического театра покорили не только взыскательного столичного зрителя, но и ведущих критиков и театроведов.
 
В иркутском театре Алексей Павлов проработал 16 лет, сыграв пятьдесят ролей и поставив как режиссёр спектакли «Последняя жертва», «Мораль пани Дульской» и «Девушка с веснушками». Здесь он стал заслуженным артистом РСФСР. Уделяя большое внимание подготовке молодых артистов, Павлов с большой любовью, увлечённо занимался педагогикой в театральном училище. В 1966 году Алексей Алексеевич вместе с Ольгой Ефимовной подали документы для оформления в Дом ветеранов сцены. В автобиографии артиста были такие слова: «Общий стаж моей театрально-общественной и педагогической работы – свыше 50 лет. А общий трудовой стаж по окончании коммерческого училища – почти 60 лет. Пора отдохнуть!».
 
Последние годы своей жизни они провели в Москве. Алексей Павлов скончался в сентябре 1975 года. Ольга Ефимовна пережила его на 16 лет. Так ещё одна страница истории Иркутского драматического театра осталась в прошлом. Но она не забыта, она полна воспоминаний. Воспоминаний зрителей и коллег о блестящем таланте удивительного человека – Алексея Алексеевича Павлова.
Автор: 
Юрий МАЙОРНИКОВ
05.10.2010