Будь в курсе
событий театра

Жизнь как литература

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

20 июня состоится встреча с писателем Валерием Поповым.
 

В «Лексиконе русской литературы XX века» Вольфганг Казак говорит о творчестве Валерия Попова так: «Он пишет увлека­тельно, захватывая читателя с самого начала необыкновенными событиями, живыми диа­логами, отражая в прозе разные ситуации советского быта. В своих повестях Попов соединяет отдельные эпизоды, не подчиняя их единому связующе­му сюжету. Его позиция рассказчика опре­деляется иронической дистанцией, порой сарказмом и насмешливостью». Валерий Георгиевич является лауреатом многих литературных премий, автором более сорока произведений (включая детские) и трех биографий в серии «Жизнь замечательных людей».
 

Познакомиться с писателем, задать ему вопросы, узнать о поразительном и парадоксальном соединении жизни и творчества, перетекающих одно в другое, иркутяне смогут 20 июня на Основной сцене Иркутского академического театра. Перед этой встречей мы задали Валерию Попову несколько вопросов.
 

— Валерий Георгиевич, Вы уже бывали в Иркутске. Как Вам наш город и жители?
 

— Помню, как застыл на какой-то наклонной улице, у невысокого старинного дома, и вдруг остро почувствовал — я в Иркутске! Далеко не все города действуют так. Все остальное — в тумане: было это очень давно.
 

— У Вас очень ясный, легкий, но цепляющий слог. Всегда ли Вы так писали, когда проявилась неудержимая тяга к литературному творчеству?
 

— Помню, игрой звуков я и увлекся вначале. «Нил чинил точило, но ничего у Нила не получилось...» Гордился этой игрой, начав ее лет в восемнадцать. Даже был рассказ «Излишняя виртуозность». Сейчас специально не демонстрирую ее, но несовершенств не терплю: слова, ломающего легкую конструкцию фразы, не поставлю никогда. Считаю своей задачей в литературе «повышение уровня жизни» и ни в коем случае — не понижение, иначе твоя работа — во вред. Даже самые ужасные страдания надо пить не из лужи, а из прекрасного сосуда, называемого литературой.
 

— Валерий Георгиевич, как Вы находите необычные сюжеты для своих историй?
 

— Удивительно, что, когда создаешь свой литературный стиль — особенно если он необычный, жизнь начинает выдавать тебе твои сюжеты. Отзывается. Помню, как мы сидели дома в печали, вдруг раздался звонок, ворвалась какая-то женщина, сорвала все белье с наших кроватей и унесла, сказав: «Это мое!». И мы захохотали. Какое-то реальное объяснение там было, но это неважно. Гротеск — алмаз литературы, и они буквально сыплются на меня.
 

— Есть ли у Вас литературный Учитель, которому Вы благодарны за участие в создании Вашего стиля?
 

— Люблю литературу неожиданную, гротескную — Гоголя, прежде всего. Потом была компания гениев, вернувшихся после запрета, — Олеши, Бабеля, Платонова. Роскошь их  письма покорила меня и увлекла. А по духу... Не очень мне близок «грустно-покаянный» дух, присущий традиционной нашей литературе, больше по душе английский сарказм — Диккенс, Ивлин Во.
 

— Кто Ваш самый благодарный читатель?
 

— Моих кровных читателей немного, но зато они — убежденные. Мне повезло на талантливых читателей — в самом начале это были Оля и Владимир Новиковы, приехавшие из другого города и нашедшие меня на дальней окраине, без телефона.... Потом были рижане Генис и Вайль, написавшие про меня лучшие статьи, — в Риге, в Америке и потом в России. Потом было время, когда я представлял, как прочтет мой новый рассказ москвич Дима Быков, с которым у нас взаимная любовь. В общем — есть на кого ориентироваться.
 

— Что движет Вашим творчеством? Как получается идейно не иссякнуть и сохранить оптимизм по отношению ко всему происходящему?
 

— Просто надо знать, что жизнь гениальна, и надо быть в этом убежденным всегда. Помню, вдруг сверху стал проникать «тяжелый рок». Скулить, жаловаться на бескультурные времена? А мы стали под него плясать, да еще стучали шваброй в потолок, когда музыка затихала! Хотя возраст вроде бы для брюзжания... Ан нет! «Плясать до смерти», как называется моя последняя повесть, что бы ни происходило.
 

— Каковы ближайшие к выполнению замыслы?
 

— Сейчас пишу повесть «Через Лету обратно» — о ярких воспоминаниях, которые помогают вернуться и остаться навсегда.
 

— Чего ждете от литературных вечеров в Иркутске, о чем бы Вам хотелось поговорить с иркутянами?
 

— Главное — рассказать, как замечательна жизнь, как она отзывается на твои волнения. Обычно встречаю и замечательных читателей. Недавно один рассказал мне, что с ним произошел точно мой сюжет, который прежде я считал фантазией. А с ним случилось! Уверен, что реакция всегда адекватна: сколько людям отдашь — столько и получишь.

Автор: 
Ольга Олекминская
15.06.2015