Будь в курсе
событий театра

Жизнь без «материнской платы»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Хотя бы один фильм Сергея Мирошниченко, режиссёра документального кино, наверняка видел каждый из нас.

Среди его работ - цикл «Рождённые в СССР», он снимал Александра Солженицына, Виктора Астафьева, Георгия Жжёнова, Владимира Путина... В минувшие выходные в Иркутске прошла премьера его фильма о Валентине Распутине «Река жизни».
 

В основе картины - поездка писателя, критика Валентина Курбатова и издателя Геннадия Сапронова по Ангаре - по тем местам, которые уже в следующем году станут дном водохранилища Богучанской ГЭС. Недавно «Река жизни» была показана по телеканалу «Культура», и, к удивлению его руководства, фильм собрал огромную зрительскую аудиторию, превзойдя по рейтингу передачу «Прожектор¬перисхилтон».
 

 

 

Читают и помнят
 

- Оказалось, что телезрителям русские писатели более интересны, чем «шуты гороховые», - говорит Сергей Мирошниченко. - И больше всего откликов на картину было именно от молодых людей. Они, конечно, писали в своём стиле, что-то вроде: «Уважуха вам большая», но я понял, что современной молодёжи важно, на какой земле они будут завтра жить.
 

За несколько часов до премьеры «Реки жизни» режиссёр дал интервью еженедельнику «АиФ в Восточной Сибири».
 

«АиФ в ВС»: - Сергей Валентинович, как родилась идея этого фильма?
 

С.М.: - Идея фильма принадлежит критику Геннадию Сапронову, к сожалению, уже ушедшему от нас, и заместителю министра культуры и архивов Иркутской области Сергею Ступину. Они вместе с Валентином Распутиным собирались поехать по Ангаре, и им пришла в голову идея снять эту поездку. Выбор режиссёра пал на меня, возможно, потому, что я уже снимал документальное кино о русских писателях. Они мне позвонили, и я сразу же согласился. Мы провели в поездке две недели, и я с коллегами по съёмочной группе сразу понял, что это может быть очень хорошая картина.
 

В итоге получился фильм о том, как сейчас, выражаясь компьютерными терминами, живёт наша «материнская плата», от которой зависит будущее России. Однажды ко мне пришёл человек, который занимается большим бизнесом, и сказал, что мои картины - мрачные, что я - человек с мрачными взглядами, но они же много делают для России, например, Сколково. Я с ним согласен, но единственное, что хотел бы сказать, - не будет работать ничего, если материнская плата разрушена. А когда мы проехались по Ангаре, то увидели именно это - разрушение основы, где должны рождаться люди, которые продвигают науку, культуру и всё остальное, - Королёвы, Курчатовы, Распутины…
 

«АиФ в ВС»: - Трудно было работать с классиком? К тому же о Валентине Распутине говорят, что он сложный в общении человек…
 

С.М.: - Валентин Григорьевич действительно замкнутый человек. Но рядом с ним был Валентин Яковлевич Курбатов, который умеет провоцировать беседу, и даже гипертрофированно подаёт некоторые темы для разговора. И Распутину приходилось отвечать, приходилось беседовать. И ещё в поездке было моё «тайное оружие» - две девушки в съёмочной группе, талантливые сценарист и продюсер, которые знают, читают и любят произведения Распутина. Это дало сильный толчок, потому что Валентин Григорьевич понял, что молодёжь читает его книги. Ему ведь всё время кажется, что никто его не читает и всё забыто. Кроме этого, мы решили, что не будем специально усаживать Распутина и о чём-то спрашивать. Это и были те компоненты, которые позволили писателю чувствовать себя комфортно и постепенно забыть о наличии двух камер, всегда находившихся рядом.
 

«АиФ в ВС»: - Никакого другого проекта, связанного с Валентином Распутиным не возникло? Вы ведь многие свои фильмы снимаете циклами.
 

С.М.: - На большее, чем «Река жизни», у меня таланта нет, поэтому я сказал: «Достаточно». Если говорить о других писателях, то я должен понимать, во имя чего работаю. Если бы сейчас появился писатель, который участвовал в жизни нашей страны, болел за то, что с ней происходит, а не за свой имидж, свой карман, или за то, сколько у него будет любовниц, я бы снимал, потому что это интересно. Но пока я таких людей не вижу. А об умерших мне неинтересно снимать.
 

«Рождённые в Иркутске»
 

«АиФ в ВС»: - Но, насколько я знаю, с Иркутском вас связывает ещё одна интересная работа - фильм «Рождённые в СССР».
 

С.М.: - В 90-м году в разных союзных республиках мы начали снимать 20 детей, которые тогда ещё даже в школу не ходили (а фильм вышел в 91-м - как раз накануне распада Советского Союза). Потом мы возвращались к ним каждые семь лет - в 14 лет, в 21 год, а сейчас им - 28. Одна из героинь фильма живёт здесь, в Иркутске: замечательный человек с очень сложной судьбой. На этом примере я убедился, что простые люди гораздо интереснее, чем поп-звёзды, которыми нас кормят с экранов ТВ. У каждого из наших героев есть судьба, мощные стрессовые ситуации, и это гораздо более важно, чем то, что какая-то звезда занималась с кем-то любовью на пляже. В дату распада СССР - в декабре 2011 года - телезрители должны увидеть эту часть проекта.
 

«АиФ в ВС»: - Вы не первый раз приезжаете в Иркутск, и, наверное, уже можете сказать, что вам здесь нравится, а что не нравится, раздражает, может быть?
 

С.М.: - За Уралом и в Сибири именно в вашем городе больше всего сохранилось архитектурных ценностей. Например, Новосибирск очень продвинулся за последние годы, город мощно развивается, но такой архитектуры, как в Иркутске, там нет. Поэтому очень печалит, когда к этим ценностям относятся с пренебрежением, сознательно их уничтожая. Сейчас у вас в городе воссоздают этакий исторический уголок: надеюсь, что проект этот будет интересен, иначе он совершенно ни к чему. Нужно, чтобы современные мастера деревянного зодчества, которые его строят, относились к своей работе так же, как их предшественники: то, что они делают, должно жить больше 100 лет, чтобы радовать горожан и гостей Иркутска. Конечно, там всё должно быть цивилизованно, с подземными стоянками, но только не одновременно со стеклянными «пирамидками», которые так любят современные архитекторы. Для реализации таких идей вполне достаточно места за пределами Иркутска.
 

«АиФ в ВС»: - Сергей Валентинович, а Байкал вас, как документалиста, не вдохновляет на создание фильма?
 

С.М.: - Есть одна идея - сделать притчу-сказку об озере. На мой взгляд, Байкал - это такое око земли на нас, людей, такой «зрак». Мы, к сожалению, не понимаем, насколько земля терпелива к нам, но перед тем как её терпение закончится, этот зрак закроется. И нам бы надо почаще думать об этом.
 

Что касается документального кино, я хотел снять фильм «Россия с птичьего полёта» - от Камчатки до Санкт-Петербурга, и, конечно, Байкал занимал бы в нём значительную часть. Я предлагал сделать картину к Олимпиаде в Сочи, чтобы показать людям, какая у нас красивая страна. Думал, что в часовом фильме покажу города и людей, а кто-то из наших лучших композиторов напишет к нему музыку. Но такая картина требует много времени, и, разумеется, немалых средств. Я обратился с этой идеей даже к премьер-министру… Но, вы знаете, если она найдёт всё-таки отклик, то в итоге как всегда будет делаться за два месяца: наймут каких-нибудь «рукоделов», и они что-нибудь «настрогают».

 

Фото: Андрей Фёдоров

Автор: 
Наталия Горбань
22.06.2011