Будь в курсе
событий театра

Живая память о великом драматурге

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Вампиловский фестиваль открылся «Старшим сыном».
 

Международный театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова, открывшийся в Иркутске 20 сентября уже в десятый раз, вновь собрал в Приангарье театры со всей страны (от Сахалина до Москвы) и из зарубежья, чтобы показать иркутскому зрителю спектакли о человеке, его мыслях и чувствах, в современном мире. Программа, как всегда, разнообразна и включает в себя постановки по произведениям самых разных авторов, но все же центральное место в ней занимают спектакли по пьесам Вампилова.
 

Этот фестиваль лишен неподвижности, он все время развивается, открывает зрителям новые театры, новые формы и режиссуру.
 

Как уже не раз заявляли организаторы вампиловских встреч — руководство Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова, современная драматургия в названии фестиваля вовсе не самоцель, главное — чтобы спектакли были созвучны нашему времени и направлены на духовное развитие человека. Именно поэтому в программе не раз присутствовала классика, но и постановки по современным авторам тоже обязательно есть на каждом смотре. Так получилось и в этом году, где наряду со спектаклями по произведениям современных драматургов (Яблонская, Дурненков, Гуркин, Васильева) есть постановки по Горькому и Лермонтову. И все же главное место в программе, как, наверное, и должно быть, занимает Александр Вампилов, по пьесам которого представлено четыре спектакля из пятнадцати.
 

Как отметила на торжественной церемонии открытия фестиваля театровед, критик, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра Вера Максимова, постоянно приезжающая в Иркутск, «вампиловская драматургия — это открытая структура, и сколько бы ее ни ставили, в ней все равно остаются глубинные смыслы, не разгаданные тайны, типы и характеры, которые узнаются сейчас». «Поэтому у Вампилова по-прежнему есть что читать, о чем разговаривать и что ставить, — сказала она. — Мне нравится этот фестиваль тем, что он лишен неподвижности, он все время развивается, открывает зрителям новые театры, новые формы и режиссуру. Фестивали всегда отдают должное своим героям, иногда в нагрузку, походя, но здесь о Вампилове сохраняется естественная память».
 

Несмотря на комедийность, заявленную драматургом и выдержанную режиссером, этот спектакль рассказывает зрителю глубокую и довольно трагическую историю об обретении дома.
 

Словно в подтверждение этих слов, после традиционного возложения веток рябины к памятнику драматурга фестиваль открылся на главной сцене Иркутского драматического театра одной из самых известных и трогательных его пьес — «Старший сын». Дополнительный смысл такому решению придает то, что именно на этой сцене началась мировая слава молодого Александра Вампилова, которого теперь ставят в один ряд с Гоголем, Островским и Чеховым. Живая память о том, что в 1969 году здесь был сыгран «Старший сын», поставленный режиссером Владимиром Симоновским с иркутскими актерами при непосредственном участии самого автора, безусловно, накладывала на артистов петербургского театра «Мастерская» большую ответственность.
 

Художественный руководитель этого театра, режиссер Григорий Козлов признался, что воспринимает этот показ на родине драматурга как экзамен. Интересно, что и для самой «Мастерской» «Старший сын» является визитной карточкой всего коллектива. Именно с показа этой постановки фактически начался сам театр «Мастерская», возникший в Санкт-Петербурге в 2010 году. Основу его труппы составили выпускники Санкт-Петербургской академии театрального искусства, в которой опытнейший педагог и режиссер Григорий Козлов преподает с 1994 года. «Старший сын» был одним из дипломных спектаклей его курса и имел такой успех, что вошел в репертуар нового театра первым номером. Кстати, эта постановка заочно уже сдавала «иркутский экзамен» — в 2010 году по итогам международного открытого фестиваля «Апарт» Гран-при артистам вручал артист Вадим Лобанов — первый исполнитель роли Бусыгина в иркутском спектакле 1969 года.
 

Тема памяти так или иначе тоже стала главной в постановке «Старший сын» Григория Козлова. Спектакль начинается не с авторского текста, а с рассказа молодых артистов о своих родителях. Показывая на старые фотографии (главный хранитель памяти для многих поколений), они рассказывают о том, кем были их бабушки и дедушки, мамы и папы. Фотопортреты развешаны по всей сцене, включая сушащиеся на веревках простыни, служащие здесь и элементом декорации, и занавесом. Однако выше других висит фотография Александра Вампилова, память о котором хранят и артисты, и зрители.
 

Несмотря на то что общая стилистика спектакля отсылает ко времени написания пьесы — 60-м годам прошлого века, этот мир не воспринимается как нечто устаревшее или незнакомое. Быть может, это происходит потому, что перед нами молодые лица артистов (здесь даже возрастного Сарафанова играет молодой актер — Алексей Ведерников, да и вся труппа в этом театре примерно одного возраста). А может быть, потому что та русская действительность, которую описал драматург, несмотря на прошедшие полвека, никуда не делась — на улицах все те же грязь и разруха, но в домах обязательно кое-как обустроенный уют; в людях все та же подозрительность и в то же время невообразимая доверчивость.
 

Каждый герой в спектакле Григория Козлова так или иначе чувствует себя сиротой и, даже если не осознает этого, стремится обрести родительское тепло. Таков Бусыгин (Михаил Касапов), сумевший за одни сутки полюбить не родную для себя семью, которая стала ему дороже всех на свете. Таков Васенька (Евгений Шумейко), первым делом, уходя из дома, запихивающий в рюкзак фотографию матери, и тянущийся к Макарской (Александра Мареева), которая значительно старше его. Такова Нина (Алена Артемова), пытающаяся заменить ненадежного отца ответственным курсантом Кудимовым (Сергей Алимпиев), но влюбляющаяся в авантюриста Бусыгина. Таков даже Сильва (Арсений Семенов), пытающийся за показной веселостью и ветреностью скрыть свое одиночество.
 

Несмотря на комедийность, заявленную драматургом и выдержанную режиссером, этот спектакль рассказывает зрителю глубокую и довольно трагическую историю об обретении дома, связи поколений и необходимости любви. Но режиссер Козлов, вслед за автором Вампиловым, дает зрителям если не прямое указание, то надежду на счастливый финал. И в этом смысле строки Булата Окуджавы о «маленьком оркестрике надежды под управлением любви» как нельзя лучше подходят для завершения этого по-настоящему трогательного и пронзительного спектакля.

Автор: 
Антон Кокин
24.09.2015