Будь в курсе
событий театра

Жажда очищения. Виктор Кожемяко, газета "Правда"

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Почему же выдающийся иркутский спектакль показали в Москве всего один раз?

Вы знаете, что с 19 по 21 сентября в Москве проходили Дни Иркутской области, посвящённые её 75-летию? Едва ли. Ныне подобные мероприятия умудряются проводить для большинства весьма незаметно: столичное информационное поле занято событиями совсем иного рода.

А известно ли вам, что в эти дни (если точно, то 20 сентября) на московской сцене был показан один из выдающихся спектаклей современного российского театра — «Последний срок» по повести Валентина Распутина, поставленный Иркутским академическим драматическим театром имени Н.П. Охлопкова?


СЛЫШАЛ Я ОБ ЭТОМ СПЕКТАКЛЕ давно (он поставлен в апреле 2008 года), и все, кому посчастливилось его видеть, говорили о нём в самых восторженных тонах. А вот что написал народный артист СССР Владимир Андреев:

«Поистине большой, даже великий спектакль. Он удивителен тем, что помимо того, как точно интерпретируются в нём тема и творчество Валентина Распутина, помимо того, что актёрский ансамбль такой органичный, естественный и настоящий, он напоминает о том, что жизнь человеческого духа ещё существует в отечественном театре, что русский театр не умер! Такие спектакли, как «Последний срок», дают нам большую надежду и веру в то, что мы сохраним себя как нацию, сохраним своё сердце и душу. Удивительный, великий, мощный спектакль!»

Теперь, посмотрев наконец эту уникальную работу иркутян, показанную в зале московского театра «Модернъ», я твёрдо подписываюсь под приведённым выше авторитетным отзывом. Да и все другие зрители в этот вечер, можно сказать, под ним подписались — своим напряжённым вниманием, слезами на глазах, долгими благодарными аплодисментами. «Хозяйка» зала — художественный руководитель театра «Модернъ», народная артистка России Светлана Врагова — выразила, наверное, общее мнение, когда говорила об очищающей силе таланта В. Распутина, адекватно переданной «коллекционным составом актёров».

В самом деле, актёрский подбор, как и в целом режиссёрско-постановочное мастерство Геннадия Шапошникова и заслуженного деятеля искусств России Александра Ищенко, хочется назвать редкостным. Пронзительно исполнены «распутинские старухи» Анна и Мирониха народной артисткой России Наталией Королёвой и заслуженной артисткой России Людмилой Слабуновой. Невероятно органичны, словно прямо из жизни вошли в сценическое действо, артист Степан Догадин в роли Михаила, заслуженная артистка России Татьяна Двинская — Варвара, заслуженный артист России Владимир Орехов — Илья, артистка Ольга Шмидгаль — Люся…

Собственно, я должен бы перечислить всех актёров, ибо такое психологически тонкое и филигранно точное исполнение доводится видеть не часто. В сочетании с замечательной сценографией заслуженного деятеля искусств Украины Юрия Суракевича и музыкальным оформлением Сергея Платонова создаётся спектакль поистине классический.

И в зале был живой классик — Валентин Григорьевич Распутин. Но почему же не видно было высоких представителей московской власти? Почему не почтили этот спектакль своим присутствием руководители российской культуры, не теснились здесь телевизионные камеры, газетные репортёры, театральные критики? Почему, в конце концов, этот действительно выдающийся спектакль, который везли в Москву из далёкого Иркутска, был показан на столичной сцене всего один раз, причём без какой бы то ни было рекламы?

Ответ на все эти вопросы по существу общий: таковы сегодня приоритеты. Легко заметить, вокруг каких «сенсаций» в искусстве поднимается вселенский хай. Вот, к примеру, «галерист» Гельман, обезобразивший Пермь и всё шире распространяющийся по России с чудовищными, грязными поделками, не перестаёт быть в центре внимания «общественности». Реклама СМИ его подопечным гарантирована! И театры, спектакли превозносятся те, которые погрязнее…

Да, проза и театр Валентина Распутина очищают душу. А ещё они несут кристально чистое течение в современное искусство, которое, безусловно, испытывает потребность в духовном, нравственном, художественном очищении. Но есть ли этому очищению должная государственная поддержка?
 

Автор: 
Виктор Кожемяко
24.09.2012