Будь в курсе
событий театра

«Земную жизнь пройдя до половины..»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутском областном драматическом театре имени Н.Охлопкова прошел бенефис народного артиста России, лауреата Государственной премии Виталия ВЕНГЕРА по случаю его 70-летия.

...За роль Подколесина в спектакле областного театра драмы «Женитьба» по пьесе Н.В.Гоголя народный артист РФ Виталий Венгер получил .Государственную премию России.

Он до сих пор с волнением вспоминает, как ноги подгибались и утопали в ворсистом ковре длинного Георгиевского зала в Кремле, когда он шел к сцене. Борис Ельцин улыбался приветливо и доброжелательно, но у актера плыли, круги перед глазами, все было как во сне. Наконец он сос-редоточился и произнес слова благодарности от «сибирского ва-хтанговца».

Виталий В.енгер поступил в Московское театральное училище имени Б.Щукина сразу после окончания войны. На курсе было много студентов-фронтовиков, но были и его одногодки — Михаил Ульянов, Юлия Борисова, Ролан Быков. Учились дружно и весело, обожая своих учителей — великих актеров театра имени Е.Вахтангова: Цецилию Мансурову, Михаила Остангова, режиссера Рубена Николаевича Симонова.

Виталий Венгер, москвич по рождению, вспоминает свое детство, проведенное в Германии, в момент, когда там зарождался фашизм. Как-то он, сын советского дипломата, весело бежал по улице, гордясь своим красным пионерским галстуком. Навстречу, чеканя шаг, приближался отряд штурмовиков. Мальчишке пришлось спрятаться в подъезд, снять галстук и задворками пробираться домой. До возвращения в Москву он постоянно испытывал чувство страха и отчаянной беспомощности своего положения.

Войну семья пережила в холодной Москве, а потом были голодные, но счастливые годы студенчества. Их почти сразу стали занимать в спектаклях Вахтанговского театра, приглашали в массовки театров-гастролеров. Венгер помнит, как стоял на одной сцене с Николаем Черкасовым – Ленинградский театр имени Пушкина, ныне Александринский, привозил в Москву знаменитый спектакль «Иван Грозный». От Черкасова в образе царя исходила такая мощь, величие и страсть грозной натуры, что студенты боялись дышать на сцене. Но после спектакля все вдруг увидели, что у актера добрые и грустные глаза, и он не отказался сфотографироваться с молодежью, да еще и пригласил пойти в ресторан.

- В ресторан?.. - растерялись те, лихорадочно соображая, чем они будут расплачиваться за ужин.

Черкасов быстро понял, в чем заминка, и успокоил:

- Не беспокойтесь, я приглашаю всех.

Актеры любят вспоминать театры своей юности, восхищаясь талантом служителей сцены тех времен. Венгеру повезло необычайно: он успел увидеть спектакли МХАТа в режиссуре Н.К.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, видел на сцене Алексея Дикого и Николая Охлопкова, Марию Бабанову и Алису Коонен. Виталий Венгер и сегодня дружит с Михаилом Ульяновым, Юрием Яковлевым, Василием Лановым, актерами Театра сатиры.

Был в его биографии момент, когда он страстно захотел работать в Москве. В Театр сатиры он явился уже народным артистом, но чувствовал себя школьником. Каждый день, по провинциальной привычке, расс-матривал расписание репетиций, потешая окружающих: «Оно меняется у нас раз в месяц». К нему отнеслись доброжелательно и тепло, понимая всю бурю страстей и комплексов, переживаемых им. Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Андрей Миронов взяли его в свою компанию без оговорок, но особенно подружился он со Спартаком Мишулиным — тоже провинциалом и даже не москвичом.

Виталий Венгер приехал работать в Сибирь сразу после окончании училища и незаметно для себя «прирос» к ней. Оказавшись на московских улицах своего детства и юности, он ощутил нехватку улиц иркутских – Ленина и Карла Маркса, заскучал о товарищах по театру имени Н.Охлопкова и его величественному зданию. Он вернулся, оставив мысли о карьере столичного актера и перспективу сниматься в кино.

Здесь Венгеру были рады, ведь он входит в разряд тех актеров, которым позволены чудачества и непредсказуемость поступков. Его эмоциональная натура часто «бурлит», выплескиваясь через край; он может кричать, топать ногами, а через минуту виновато улыбаться и рассказывать какую-нибудь хохму в знак примирения.

Когда ему нравится роль и режиссер, с которым он репетирует, Венгер становится послушным, как ребенок. Он - губка, впитывающая в себя материал драматургии, атмосферу времени ее создания, окружающую среду. Еще в молодые годы актеру приходилось играть стариков. Гримировался, переодевался и перевоплощался он до неузнаваемости. Часто товарищи по сцене смотрели на него недоуменно: мол, кто это?

Вахтанговец, он в совершенстве владеет искусством трансформации, умением мгновенно менять внешний облик своего героя и его внутреннее состояние. Он может сыграть и показать все и всех: когда рассказывает о ком-либо, видишь не Венгера, а того, о ком речь. Но он не просто техничный актер, он импровизатор и глубокий психолог. Все чаще в последнее время вкрадываются в его сценические образы трагические ноты одиночества, размышления о жизни, времени, о себе. «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу...»

Он интуитивно умеет улавливать биение пульса времени и соответствует его резким изменениям, скачкам и перевертышам. В его судьбе были и счастливые периоды, и творческие застои, стремительный полет вверх и топтание на месте.

Его настроение зависит от творческой удачи или неудачи. Если Венгер улыбается — значит, все в порядке: репетирует интересно и плодотворно. В такие периоды может не спать ночами, придумывать интонации роли, мотивировки поступков своего героя. Ему все равно - играть классику или современного героя, была бы правда и подробности жизни, ее творческое осмысление. В периоды застоя он ворчлив, недоволен и бегуч. Вообще он стремителен необычайно, даже сегодня, в своем немолодом возрасте. Бегом несется в театр, в театральное училище, художественным руководителем которого является, в мэрию или в областную администра-цию, на творческую встречу или презентацию какой-нибудь фирмы. Он востребован и необходим всем. Он - Почетный гражданин города, возглавляет несколько общественных организаций. Это про таких, как он, говорят: «Занял почту и телеграф...»

Надо честно признаться: Виталий Венгер любимец дам. Они его просто обожают, задаривают на премьерах цветами, настойчиво требуют автографов и хотя бы минутного внимания. Его любят и мужчины - зрители, при случае степенно протягивают руку для пожатия.

Но Венгер не кичится званиями, иногда бывает даже робок. Как-то в Москве, в ресторане ЦДРИ, для него и еще нескольких провинциальных актеров не хватило места. Его однокурсник, актер из Ростова-на-Дону, стал заводиться, доказывать свое право на посещение Дома работников искусств, трясти удостоверением народного артиста. А Венгер помолчал, помолчал да и сказал: «Пошли отсюда, водки мы и на скамейке выпить можем...»

Венгер никогда не отказывался ни от одной роли, ни от одного даже незначительного эпизода. Зная его популярность у зрителей, многие режиссеры пользуются этим, вставляя его в сцены, которые мог бы сыграть любой студент. Он и сегодня на сцене часто бывает героем-любовником, посылая испепеляющие взоры своим избранницам. В характерных образах трогателен и смешон необычайно. Он блистательно сыграл Серебренникова в «Дяде Ване» Чехова, мог бы, наверное, быть интересным Карениным в «Анне Карениной»...

Амплитуда его творческих устремлений и возможностей безгранична, интерес к сцене неиссякаем. Просто ему, как и всякому другому артисту, часто не хватает талантливой режиссуры, которая смогла бы понять особенности его индивидуальности и помочь реализовать ее на сцене.

Венгер из семьи долгожителей, и, если звезды будут к нем по-прежнему благосклонны, рг ботать ему и работать. А нам, зрителям, - не уставать удивляться восхищаться его мастерством блистательным обаянием...

Автор: 
Светлана Жартун
07.06.1998