Будь в курсе
событий театра

«Завтра была война»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Охлопковцы побывали в гостях у студентов Евразийского лингвистического института.


В конце апреля в рамках проекта «Диалог: Театр – ВУЗ» актёры Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Надежда Савина (исполнительница роли Искры Поляковой) и Глеб Ворошилов (исполнитель роли Павла Остапчука) встретились со студентами Евразийского лингвистического института (филиал МГЛУ в г. Иркутске) после спектакля «Завтра была война» по одноимённому произведению Бориса Васильева.
 

В начале беседы артисты драмтеатра познакомили студентов с историей постановки.
 

Спектакль создавался 11 лет назад, в 2005 году, перед празднованием годовщины Великой Победы. В связи с этим событием в Москве был организован фестиваль «Поколение Next о войне», – вспоминает Надежда Савина. – Именно для фестиваля и был подготовлен спектакль «Завтра была война». Всем артистам нравилась тема, которую мы затрагивали. Она всех зацепила, потому что в постановке поднимались вопросы патриотизма и дружбы.
 

Артисты рассказали, что сегодня спектакль на сцене Иркутского драмтеатра идёт во второй сценической редакции. Надежда Савина отметила, что постановка живёт, развивается и с приходом второй группы актёров приобретает иной вид.
 

Мне кажется, залог долголетия спектакля и успеха у зрителя именно в том, что раскрываемая тема никого не оставляет равнодушным, – продолжает Надежда.
 

Обсуждали на встрече вопросы единения и искренних отношений между людьми.
 

Человеческое единство того времени поражает, когда начинаешь сравнивать с нынешним поколением и с собой, – добавляет Глеб Ворошилов. – Тема настоящей дружбы важна для человека, каждому из нас необходимо понимать, что все мы друг в друге нуждаемся, как пальцы на руке.
 

Артисты интересовались у студентов, с какими мыслями и эмоциями они выходили из зрительного зала после просмотра спектакля.
 

Я вспомнил свой девятый класс, одноклассников и увидел колоссальное различие, – размышляет молодой человек.– В спектакле была сцена, когда забрали отца Вики. Стал сравнивать, как бы сегодня я отреагировал на это, как бы повели себя одноклассники. Я не уверен, что реакция была бы похожая. Не было бы такого отклика. Сейчас, мне кажется, люди не такие, какие были в то время.
 

Я смотрела спектакль и видела, что Искра и остальные ребята – полноценные взрослые люди с внутренним стержнем, с непоколебимой истиной, – делится своими эмоциями другой участник встречи.– Спектакль очень сильно впечатляет. После просмотра мне захотелось прийти к своей группе, всех обнять и сказать, что мы вместе. Сравниваешь себя с этими людьми и понимаешь, что тебе хочется быть похожим на них. Это моя мечта.
 

Надежда и Глеб отметили, что спектакль «Завтра была война» отчасти про изменение человека, и с этим согласились все участники беседы. Если сравнивать, чем начинается спектакль и чем заканчивается, то можно увидеть, как маленькие школьники превратились во взрослых людей. Они столкнулись с жизненными трудностями и в данное время просто не могли себе позволить остаться детьми.
 

Размышляя о прошлом и нынешнем, ребята пришли к выводу, что в каких-то моментах хочется повторить жизнь своих бабушек и дедушек. Несмотря на то, что им уже за 70 лет, многие из них продолжают общаться с одноклассниками. А сейчас молодёжь разбегается по разным сторонам и не ценит друг друга. Спектакль помогает остановиться, оглянуться и подумать, насколько правильно протекает жизнь человека, насколько мы ценим и с уважением относимся к друзьям.
 

Спектакль я смотрела три раза. И каждый раз думала, что не буду плакать, но доходит до истерики, потому что поток эмоций огромный, – делиться впечатлениями ещё одна участница встречи. – Спектакль воздействует настолько сильно, что ты выходишь и чувствуешь себя по-иному. Начинаешь задумываться о вещах, более значимых, чем, например, покупка пальто.
 

Охлопковцы поблагодарили зрителей за то, что те прониклись духом спектакля и смогли почувствовать эмоции, которые передают исполнители, артистам было приятно и радостно услышать, что зритель выходит со спектакля наполненным.
 

Можно посмотреть сериал и понять, что надо купить, например, майонез, – делится мыслями Глеб Ворошилов. – А бывает, что смотришь постановку и на время забываешь обо всем. В этом важность театра, потому что он предоставляет возможность увидеть живых людей, почувствовать то, что чувствуют они. И если артисты задели какие-то Ваши чувства, то не стесняйтесь выражать их. Значит, что в Вас что-то открылось. Это здорово, когда ты полон эмоциями, и не думаешь о бытовых проблемах.
 

Далее шло обсуждение того, насколько правильно зрители поняли сценографию спектакля. Глеб поинтересовался, увидели ли ребята те или иные символы, зашифрованные режиссёром в декорациях или реквизите. Вначале обсуждали, что означают парты и их разные размеры.
 

Когда ребята пошли к Вике после обыска и ареста отца, парты стояли в хаотичном порядке, что подчёркивало беспорядок происходящего и времени, – отметил молодой человек.
 

Есть момент, когда маленькие девочки садятся за большую парту, – продолжает размышление Надежда. – Это некий знак того, что большая система, которая заставляет крутиться весь мир, пытается их, таких маленьких, задавить. И наоборот, когда большие мальчики садятся за маленькую парту, то, мне кажется, это символ того, что все мы когда-то были детьми и хотим ими оставаться как можно дольше. Происходит смешение времени и нас самих.
 

Путь, который проделали все герои постановки, стал дорогой взросления, внутреннего роста и изменений. Это путь жизни. Обсуждая, что означает экран, участники беседы давали разные варианты интерпретации данного образа – это и смена места действия, и опасность, и скрытый патриотизм, и страдание каждого персонажа. Но главное, что отметили и с чем согласились все – экран стал символом системы, которая подминает под себя всех людей без разбора. И было не важно, ребёнок это или взрослый человек. Это образ «мясорубки» времени, которая крутится и перемалывает всех, кто под неё не подстраивается.
 

Ещё одним не менее важным символом, который разбирали студенты и актёры, стал глобус. За весь спектакль он появляется всего два раза, но роль этого знака для понимания смысла постановки огромна. Кто-то воспринял его появление, как случившийся переворот, когда началась война. Кто-то, как символ другой, нормальной жизни без войны, которую хотел показать детям директор школы. Нормальная жизнь прекращается войной, и всё рушится, как катится по сцене ставший ненужным глобус.
 

Кроме того, студенты поинтересовались у артистов, как они вживаются в те роли, которые исполняют, что чувствуют при этом.
 

Бывают спектакли, когда необходимо перевоплощаться, используя грим, подражание речевым особенностям какого-то персонажа, – размышляет Глеб Ворошилов. – Здесь больше отталкиваешься от самого себя. Больше думаешь, как быть вместе, как сделать нахождение с человеком, с которым сидишь за партой, комфортным, чтобы зритель почувствовал дух единения.
 

Это само собой происходит, мне кажется, – поддерживает коллегу Надежда Савина. – Когда ребята выходят на сцену с портфелями и начинают вести диалог, то понимаешь, что войти в такую атмосферу, которую они создают, можно только будучи школьницей 9 класса.
 

Отметили артисты, что было сложно почувствовать ту эпоху, потому что есть много нюансов, которые сегодня не до конца осознаются. Для нас непонятно, почему нельзя было читать Есенина или почему не было еды, которая есть сейчас, почему люди были рады наличию горячей воды дома. Выработать к некоторым вещам той эпохи особое отношение, что случившееся казалось чем-то необычным и неожиданным, важный момент, который приходит не сразу.
 

Любая небрежность в изображении времени рождает неправду, – размышляет Надежда.– И, когда идёт одна ложь за другой, то в итоге получается неправда. Если мы не будем сохранять трепетное отношение к реалиям того времени, его ощущение развалится.
 

Обсудили также положительных и отрицательных персонажей истории. Заметили, что одной из героинь, отличающейся от остальных персонажей, была Вика Люберецкая. В условиях постоянной готовности к войне, отец Вики воспитывал её как девочку, как будущую женщину, а не как товарища, не как бойца и человека, которому возможно придётся воевать.
 

Что касается Валентины Андроновны (нар. арт. России Наталия Королёва), то её понять можно, – делится впечатлениями участница беседы. – Но сложно принять. В каких-то моментах её становится жалко.
 

Студенты отметили, что проблема этого персонажа в том, что она остаётся в своём времени. Ребята стремятся в будущее, они за изменения, а она хочет делать всё по-старому. Но шагнуть в новую жизнь ей не позволяет возраст, поэтому она старается сохранить свой мир. Отчасти такой Валентину Андроновну делает страх, ведь чем старше становишься, тем страшнее что-то менять.
 

Что касается такого героя, как директор школы Николай Григорьевич Ромахин (засл. арт. России Николай Дубаков), то он у всех присутствующих вызвал чувство симпатии.
 

В последней сцене, когда он выходит и начинает говорить: «Где ты 9 “Б”?», – рассказывает участница встречи, – в его глазах и в нём самом столько эмоций и боли! Я была поражена игрой актёра.
 

В завершение беседы студенты размышляли о том, что в спектаклях о войне чаще всего показывают переживания людей, которые либо предчувствуют её начало, либо втянуты в это ужасное действо. В фильмах мы видим, как люди идут в атаку, бросаются на амбразуру. Но гораздо важнее показать, что привело к этому, какой внутренний путь до того проделал человек.
 

Отвечая на вопрос «А смогли бы мы сейчас поступить так, как люди того времени?», все участники встречи пришли к общему выводу, что смогли бы. Горести и печали объединяют. Ведь это только кажется, что сегодня люди не задумываются о Родине, потому что у каждого свои проблемы. Но на самом деле патриотизм есть, просто он находится глубоко внутри каждого из нас и внешне пока не проявляется.
 

В конце встречи артисты Иркутского драмтеатра поблагодарили студентов за тёплую и интересную встречу и пожелали, чтобы такие беседы проходили как можно чаще.

Фото: 
Сергей Неродовд
Автор: 
Ирина Рыжакова
03.06.2016