Будь в курсе
событий театра

«Завтра была война»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В иркутском драмтеатре состоялась премьера спектакля о поколении, выигравшем войну

2005 год – шестидесятилетие Победы. Об этой дате нам стараются напомнить все – школы предлагают детям прочесть книжки о войне, кинокомпании – посмотреть фильмы с сегодняшней трактовкой тех событий, театры – погрузиться в атмосферу тех лет посредством спектаклей. Многие скажут, что произведения на военную тематику могут по-настоящему прочувствовать только те, кто о войне знает не понаслышке – ветераны или те, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной. Недавняя встреча десятиклассников иркутской школы №15 с главным режиссером Иркутского драматического театра им. Н.П.Охлопкова доказала обратное – после просмотра репетиции спектакля по повести Бориса Васильева «Завтра была война» равнодушным не остался никто. Может быть, потому, что мальчишки и девчонки повести – ровесники нынешних десятиклассников, и психология героев им близка и понятна, а может, потому что большинство ролей исполняют вчерашние школьники – студенты иркутского театрального училища. Режиссер спектакля «Завтра была война» Геннадий Шапошников причиной того, что спектакль трогает, считает еще и то, что Борис Васильев – это тот автор, который не врет.

-- Героини повести – девочки из его класса, он все характеры списал с них. А когда это все правда, то это трогает, -- рассказал режиссер ребятам после репетиции. В первую очередь школьников интересовала, конечно же, «кухня» – то, как сделан спектакль, почему подобраны именно эти декорации, музыка, актеры. Декорации действительно необычные – огромные жалюзи в глубине сцены, деревянные рамы от зеркал, вращающаяся школьная доска и несколько парт тех лет.

-- Эти лопасти – образ государства, -- пояснил Геннадий Викторович роль вращающейся доски, -- потому что государство – это машина, которая человека перемалывает мгновенно. Индивидуум рядом с государством – блоха, как бы это ни было печально. И тогда, в сороковом, и сейчас. Героям страшно, что машина государства перемелет и их, и этот страх транслируется в зал.

-- Какую музыку вы подобрали для произведения? – поинтересовались школьники.

-- Все бодрые марши того времени. У музыкального оформителя возникла идея, и мне она очень нравится, – всю музыку, используемую в спектакле, сделать поцарапанной, с шипом.

-- А почему именно эти актеры были выбраны?

-- Большинство актеров – студенты первого и второго курса театрального училища, они впервые на большой сцене, и участие в спектакле – это часть их учебы.

-- Кто из персонажей вам ближе?

-- Мне ближе автор. Мы решили его не вводить как действующее лицо, актеры сами, как вы заметили, говорят текст автора, относящийся к своему герою.

-- С каким персонажем актерам было труднее работать?

-- В то время была идея, в которую все верили. Люди говорили: «Да бог с ним, что нет горячей воды в доме, нет хлеба, но зато потом будет хорошо». И ради этого светлого будущего они много жертв могли принести. Народ был как одна армия, там было «мы» и не было «я». Сейчас каждый из вас – он один, индивидуум, вы это чувствуете, и ребята-актеры тоже это ощущают. Самая большая сложность работы – в том, что сегодня идеи как таковой нет и актерам трудно в тот мир внедриться, почувствовать себя частью «мы». То поколение выиграло войну. А вот выиграло бы войну наше поколение – вопрос спорный.

О многом еще рассказывал режиссер ребятам, высказывая свою точку зрения на современную культуру, на театр и театральную реформу. Школьники, не перебивая, слушали – не каждый день получаешь возможность пообщаться с известным режиссером, а тем более заглянуть за кулисы и увидеть репетицию – многие режиссеры считают репетицию настолько интимным делом, что присутствовать на ней посторонним крайне нежелательно. И, хотя ребята посмотрели всего небольшой эпизод будущего спектакля, у них возникло желание обязательно прийти и досмотреть его до конца. Не затем, чтобы узнать, чем там все закончилось: повесть в школе они уже прочли, и все повороты сюжета им известны заранее, заинтересовал сам спектакль. Некоторые даже признались, что театральная постановка их поразила больше, чем сама книга, заставив сочувствовать героям. Сочувствовать и немножко завидовать их искренности, наивности и вере в светлые идеалы. И, может быть, кто-то из десятиклассников только сейчас понял, что спектакль – это не чтение текста по ролям, это самостоятельное целостное произведение, в котором есть не только ты и автор, но и режиссер со своим видением материала. Видением, обязательно идущим параллельно авторскому, недаром Геннадий Шапошников попросил у Бориса Васильева разрешение на свою постановку. Кстати, возможно, автор «Завтра была война» сможет своими глазами увидеть то, что получилось у режиссера – в конце апреля спектакль поедет в Москву, на театральный фестиваль «Молодежь о войне», куда приглашен и Борис Васильев.

Перед премьерой спектакля с постановкой Геннадия Шапошникова смогло познакомиться и другое поколение иркутян – ветераны. История о том времени, когда они были такими же молодыми, искренними, истово верующими в светлые идеалы, как герои спектакля, не могла не тронуть присутствующих. И в финале многие из них не смогли сдержать слез. Вызвала восхищение у ветеранов и игра актеров, так тонко прочувствовавших характер и образ мыслей героев. «Надо же, - отмечали пожилые люди, -- молодые, а как все правильно сыграли!»

Драмтеатр приглашает познакомиться со спектаклем и всех остальных иркутян, тем более что скоро, в предпраздничные майские дни, театр ждет своего 100-тысячного зрителя – именно к такому числу, по данным администрации, приближается число поклонников драматического искусства. Тому из зрителей, кому выпадет счастье стать 100-тысячным, театр подготовил подарок. Каким именно он будет, пока содержится в тайне. А нам остается сказать, что в спектакле, помимо студентов театрально училища, заняты: Наталия Королева, Александр Булдаков, Николай Дубаков, Людмила Слабунова, Ольга Шмидгаль, Артем Довгополый, Надежда Анганзорова, Светлана Светлакова, Евгений Солонинкин, Максим Потапов.

Автор: 
Олеся Иванникова
17.04.2005