Будь в курсе
событий театра

Завершились гастроли театра в Усть-Уде и Аталанке

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

15 марта показом спектакля «Последний срок» в селе Аталанка завершились гастроли Иркутского академического театра на малой родине писателя Валентина Распутина. Сегодня коллектив театра возвращается в Иркутск.
 

«Очень рад, что эти гастроли состоялись, - говорит художественный руководитель театра, режиссёр спектакля Геннадий Шапошников. - Когда-то нужно было поклониться земле, взрастившей такого человека, как Валентин Григорьевич. Память о Валентине Распутине нам очень дорога, ведь он является знаковой фигурой для Иркутского академического театра, для литературы, для российской культуры в целом. Такие поездки могут состоятся, когда происходит движение души, и тогда нужно совершать их не откладывая. Точно так же мы повезли «Последний срок» в Москву к 77-летию Валентина Григорьевича, не дожидаясь его юбилея.
 

Гастроли ещё раз подняли старые вопросы, которые почему-то не находят решения. Очевидно, что в каждом населённом пункте должна быть площадка, на которой могли бы выступать творческие коллективы. По зимнику или летом на корабле мы декорации перевезём. Но где это всё ставить? В Аталанке 15 марта играли в школьном спортзале и это создавало свои сложности — терялась атмосферы, которая существует в театре. Нельзя было установить позади ворота, в которые в финале уходит старуха Анна. А это очень важный знак, иной метафорический слой. Ведь спектакль — это не только артисты, но ещё и особый «воздух» внутри него.
 

Я мечтаю о том времени, когда деревня будет жить хорошо, когда люди будут иметь возможность наполняться духовно. Сколько здесь брошенных домов! В классах по одному ученику. Проблемы Аталанки шире, глубже, чем просто местечковые.
Эта поездка многое дала для работы над постановкой распутинской повести «Прощание с Матёрой». Дед Валентина Григорьевича пел частушки — об этом нам рассказала одна женщина. Скорее всего их будет петь Богодул. Так наполняется спектакль, его воздух — то, что не передаётся словами. Запомнилось, как одна из бабушек рассказывала, что тоскует по своей земле, жалеет, что не может внукам показать свой остров. Таким образом создаётся метафора, которая наполняет острова нашей памяти, затопленные временем.

 

«Последний срок» касается не только человека, но и его отношений с близкими и родными людьми. «Прощание с Матёрой» - это социальная история. Она рассказывает о том, как нас хотят «осчастливить». Эта тема и сейчас очень актуальна. Но насилием человека счастливее сделать нельзя».
 

Жителям села история «Последнего срока» оказалась очень знакомой. Одна из зрительниц подарила артистам фотографию настоящей Миронихи, её звали Улитой. В Аталанской библиотеке есть даже фотовыставка, посвящённая людям, которые были прототипами образов распутинской прозы.
 

«Общее впечатление от села, от заброшенных домов — тяжёлое, - говорит народная артистка России Наталия Королёва. - Хочется, чтобы всё здесь было нормально, чтобы государство обратило внимание на живущих в деревнях людей.
 

Во время спектакля нам нужно было играть, отодвинув привычный барьер и работая по-другому, на зрителя, который к театру не привык. Мы смотрели на лица этих людей, на их быт и поражались тому, что Валентин Григорьевич ничего не придумал, всё взял из жизни. Я сегодня шутила: «Здесь не ступала нога артиста». И она, действительно, не ступала - мы стали первопроходцами. Дай бог, чтоб сюда ездили творческие коллективы, чтобы мы чаще встречались. Это так важно в нашей жизни!».

16.03.2016