Будь в курсе
событий театра

Заслуженный артист России Степан Догадин отмечает юбилей

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Пресс-релиз
 
24 мая 2018 года артист Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, заслуженный артист России Степан Догадин отмечает юбилей – 50 лет. В этот же день пройдет бенефис Степана Федоровича в спектакле «Поминальная молитва» Г. Горина, где артист исполняет одну из главных ролей – главу семьи Тевье-молочника.
 
Заслуженный артист России Степан Догадин – один из ведущих актеров Иркутского академического театра. Видя в программке имя этого артиста, зрители понимают – спектакль пройдет на одном дыхании. Кажется, что Степан Федорович не играет на сцене, он словно живет в образах своих героев, живет органично, естественно и правдиво. В актерской профессии он всегда придерживается одного из самых главных правил – ничего не делать формально, всё должно быть осознанно, выстрадано, пронесено через сердце. И это трепетное отношение к своему делу иркутские театралы, безусловно, чувствуют.
 

Вниманию СМИ

Дополнительная информация, вопросы по организации интервью и съёмок по телефонам:
(3952) 200-481, Литературная часть театра
+79021741743, Ирина Игоревна
+79501312078, Алина Александровна
 
Справка:
 
В труппу Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Степан Догадин приглашен в 1991 году после окончания Иркутского театрального училища. За годы службы Иркутской драме Степаном Догадиным создано свыше 60 образов отечественной и зарубежной драматургии. Среди них такие роли, как Петр («Лес» А. Островского), Лопахин («Вишневый сад» А. Чехова – версии 1993 года и 2007 года), Васька Пепел («На дне» М. Горького), Муров («Без вины виноватые» А. Островского), Меркуцио («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Стэнли Ковальский («Трамвай «Желание» Т. Уильямса), Тригорин («Чайка» А. Чехова), Астров («Дядя Ваня» А. Чехова) и многие другие. 
 
Интересна роль Абрама Шварца в исполнении Степана Федоровича в спектакле «Матросская тишина» по пьесе А. Галича. Артист играл маленького человека с большим любящим сердцем. Он был настолько убедителен, глубок, органичен и одинок. Щемяще-остро звучат его монологи о сыне, о единственном желании отца, чтобы его ребенок стал знаменитым музыкантом. Здесь проявляется мощная духовная индивидуальность артиста, которая остается в памяти не просто надолго – навсегда.
Необычна и глубока трактовка Догадиным образа купца Лопахина в «Снах Ермолая Лопахина» по пьесе Чехова «Вишнёвый сад». У Степана Федоровича Лопахин не нахрапистый хам, а капиталист новой формации – образованный, умный, культурный. Нынешний Лопахин понимает и ценит прекрасное, но осознает, что красоте нужна поддержка, нужны преобразования, которые пришли с новым временем. 
 
В любой своей сценической работе артист пытается заглянуть в человеческую душу, постичь её глубину, поэтому так пронзительны все его образы. Степан Догадин обладает мощным, по-настоящему народным талантом. Владение приемами высокого психологического реализма позволяет артисту продолжать свой творческий рост и справляться с самыми сложнейшими актерскими задачами. О безграничных возможностях артиста, о его неуклонном творческом росте, о большом актерском потенциале свидетельствуют роли последних лет.
 
Одна из знаковых ролей, которая заслуженно принесла Степану Догадину любовь зрителей как нашего города, так и далеко за его пределами, и наград на различных фестивалях – роль Михаила в спектакле «Последний срок» по повести Валентина Распутина. Его герой – человек светлый по своим нравственным убеждениям и помыслам, не лишенный грубоватых проявлений в быту, как, впрочем, и все деревенские мужики, но добрый и честный. Не зря мать живёт именно в его доме. Все остальные только советуют, как надо, а Михаил молчит и делает. Он не свободен от тяги к алкоголю, что говорит о его слабости, но всё-таки в целом образ Михаила, каким его делает Степан Федорович, запоминается своим человеческим обаянием, излучаемой энергетикой, милосердием и человечностью. Такой мужик, пусть не имеющий «городского обхождения», никогда не пройдёт мимо чужой беды. Случись в деревне горе, люди придут к нему, потому что знают, он поможет.
 
Степан Догадин – обладатель красивого, бархатного, с тонкими, яркими нюансами голоса. С коллегой по сцене заслуженным артистом России Евгением Солонинкиным он составляет прекрасный дуэт. Их неординарные вокальные данные широко используются режиссерами. В частности, в музыкальном спектакле «Ромео и Джульетта» они исполняют партию отцов Монтекки – Капулетти. Это один из лучших музыкальных номеров постановкки, ставший настоящим гимном отцовской любви.  
 
Степан Догадин умеет любую роль сделать значительной и глубокой. Он наполняет ее жизнью, энергией, личным теплом и обаянием. Таков, например, Тевье-молочник в постановке «Поминальная молитва» Г.Горина. Герой Степана Федоровича – бедный еврей, отец большого семейства, человек, твердо придерживающийся веры, которая помогает выдержать удары судьбы и нести свой крест с достоинством. Степан Догадин проникновенно играет отца, безмерно любящего своих детей. Стараясь быть строгим родителем, он не заставляет дочерей выходить замуж за тех, кто не мил их сердцу. Актеру удалось передать ту черту характера своего персонажа, которая заставляет зрителя не просто симпатизировать герою, но и восхищаться им. Сколько силы, любви, мужества скрывается в душе Тевье, и сколько боли от несправедливости жизни читается в его глазах. Поэтому он часто обращается к Богу, который для него не просто нечто недосягаемое. Он друг, с которым можно советоваться, просить помощи и даже сетовать на трагичность человеческой жизни.
 
Не менее яркая роль, которую воплотил на сцене Степан Догадин, белого генерала Хлудова в булгаковском «Беге». Герой Степана Федоровича – решительный, отважный генерал, человек военный, как говорится, слова и дела, который, с честью выполнял свою миссию – защищать Родину. Но погрузившись в это с головой, он не заметил, как в бессмысленном беге потерял ту самую честь, оставшись никому ненужным ни в родной стране, ни за ее пределами. Как и все герои истории, он сражался за Родину, но вынужден бежать за пределы страны, где ему нет места, где у него нет будущего.
 
В спектакле «Прощании с Матёрой» В. Распутина мы видим Степана Федоровича в образе Павла, сына старухи Дарья. Его душа и сердце мечутся и не знают, к какому берегу прибьет. Он не в силах расстаться со своим прошлым,  как легко это делает его сын, но и не может найти себя в настоящем. Он оказывается словно меж двух огней и не может обрести душевное равновесие в этом мире, где рушатся все устоявшиеся связи, искажается само мироощущение.
 
Одна из недавних ярких работ актёра – Борис Годунов в постановке «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого. Здесь он предстает в образе шурина Федора I, который, по сути, является единоличным правителем Руси. Он хитрый и хваткий, умело манипулирует царем, оправдывая свои не всегда честные дела стремлением построить новую страну. Степан Догадин привлекает зрителя своей убеждённостью, исторической справедливостью и решительностью в борьбе с Шуйскими. Годунов Догадина привлекателен внешне, привлекателенсвоим обаянием и интонационной красотой, ярко и убедительно окрашивая создаваемый образ будущего царя России.
 
Заслуженного артиста России Степана Догадина режиссёры ценят за профессиональный подход к каждой роли, за яркое, неординарное ее решение, за готовность как солировать на сцене, так и «аккомпанировать» партнерам. Он – актёр яркой индивидуальной характеристики, думающий, старающийся в каждой роли дойти до её сути, и, если им выбирается та или иная характеристика своего персонажа, то каждое движение, интонация оправданы глубокой проработкой образа.
 
Помимо творческой деятельности Степан Догадин много времени уделяет общественной работе, принимая активное участие в проведении многочисленных фестивалей, встреч и благотворительных мероприятий. Мастерство актера было отмечено не только зрителями, но и профессиональным сообществом. Степан Федорович является обладателем Первой премии Областной творческой конференции «Молодость. Творчество. Современность» (1998 г.) за роль Меркуцио в спектакле «Ромео и Джульетта». В 2000 году награжден Почетной грамотой губернатора Иркутской области. В 2009 году на Международном театральном фестивале «Золотой Витязь» в Москве роль Михаила в «Последнем сроке» была признана «Лучшей мужской ролью» форума. В 2010 году на IV Тамбовском региональном театральном фестивале имени Н.Х. Рыбакова актёр был удостоен диплома лауреата. 19 марта 2013 года Степану Догадину присвоено почетное звание «Заслуженный артист РФ». В 2014 году Степан Федорович стал лауреатом Премии имени иркутского драматурга, выдающего деятеля культуры и искусства Иркутской области П.Г. Маляревского за значительный творческий вклад в развитие культуры и искусства.
 
30.04.2018