Заслуженный артист России Геннадий Гущин: «Иркутским улицам пора менять названия»
Разработка сайта:ALS-studio
По мнению известного актера и режиссера Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, справедливость в названиях городских улочек должна быть восстановлена.
Сейчас сложно объяснить подрастающему поколению, почему в нашем городе улицы названы в честь террористов.
- Папа, а Желябов - это кто?
Геннадий Степанович ведет сына в бассейн, что располагается на улице Желябова.
- Желябов был революционером, кинул бомбу в Александра II, - ответил отец. - За это его и казнили.
- Кидал бомбы? Это значит, он был террорист? Как тогда его именем улицу назвали? - удивляется 9-летний мальчишка.
Ну что тут ответишь ребенку, когда и сам-то понять не можешь, как такое могло произойти, когда сегодня во всем мире терроризм - это зло номер один. Теракты происходят чуть ли не каждый день, а видеокадры со смертниками, обвязанными взрывчаткой, не сходят с экранов телевизоров. А тут вдруг улица в родном городе названа в честь одного из таких людей? Начнешь объяснять, что раньше она именовалась в честь виднейшего в нашем городе купца Трапезникова, который жертвовал огромные суммы на благотворительность, на чьи пожертвования было построено здание Ремесленно-воспитательного училища, Сиропитательно-ремесленная школа, на его же деньги они и содержались, так у ребенка вообще в сознании все перемешается.
Мысли о возвращении иркутским улицам исторических названий стали бродить в городе еще во второй половине 80-х годов, а в 1995 году даже была создана комиссия по переименованию улиц Иркутска, которая теперь называется комиссией по городской топонимике и увековечиванию известных иркутян. За возвращение исторических названий ратовали такие известные иркутские личности, как писатель Валентин Распутин, митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, режиссер театра Народной драмы Михаил Корнев, заслуженные художники России Владимир Кузьмин и Анатолий Костовский, члены Иркутского областного отделения Всемирной общественной организации по охране памятников истории и культуры. Но воз и ныне там. Чтобы обсудить и вовлечь иркутян в диалог, Геннадий Гущин и пришел к нам в редакцию.
- Геннадий Степанович, Вы хотели бы, чтобы все улицы Иркутска переименовали?
- Нет-нет. Улица Ленина, Карла Маркса - они, конечно, неприкосновенны. Слишком это были известные и значимые люди. Я практически уверен, что если переименовать эти улицы, найдется много тех, кто будет против - кто-то сердцем прикипел к этим названиям. И еще. Переименование улиц не должно быть политической акцией. Необходимо человеку просто вернуть его историю - вернуть память о тех, кто прославлял этот город.
- Вам хочется, чтобы какие именно улицы переименовали?
- Я считаю, что переименовать нужно такие улицы, как Желябова, Марата. Ну кто этот Марат для Иркутска? Французский революционер. Зачем в нашем городе улица его имени? Раньше эта улица была Луговой - чувствуете, как красиво! А улица Бограда, на которой находится роддом, раньше называлась Чудотворской.
Представляете, с каким чувством мамочки бы туда ложились! А дети бы какие рождались! Я уверен, совсем другие, чем на улице в честь еще одного революционера. Я актер, поэтому приведу в пример слова Станиславского: «Чтобы понять, надо почувствовать». Так вот хочется, чтобы каждый чувствовал: энергетическая история - она все равно накапливается. Хочется, чтобы каждый думал над этим, не отмахивался, что это было не при мне, поэтому меня это не касается. Нет, мы живем в этом городе. Это наша родина.
- А как это на людей повлияет, по Вашему мнению?
- Только положительно. Почему у нас сейчас такой отток молодежи из города? Да потому что она не знает своей истории, не знает своих корней, не питает каких-то трепетных чувств к родному городу. Молодые должны знать прошлое своего города, а старые названия будут только помогать в этом. Молодой человек, как никто другой, должен гордиться своей родиной и не уезжать, если она переживает нелучшие времена или чем-то не устраивает. Это как уехать от своей заболевшей матери, потому что она вдруг стала обузой.
- А установка двойных табличек с названиями, какие недавно появились в нашем городе, - как Вы к этому относитесь?
- Двойные таблички - они как двойные стандарты, а это для жизни не очень хорошо. Я не думаю, что Трапезникову понравилось бы, чтобы рядом висела табличка с именем Желябова, равно как и наоборот. Если таковые появятся, это будет парадокс.