Занавес закрывается
Разработка сайта:ALS-studio
К итогам театрального сезона в иркутской драме
Человечество привыкло подводить итоги своих дел в канун Нового года. Театр — исключение из правил, его работа измеряется сезонами. Пришла осень — открывается очередной сезон, исчисляющий годы творческой жизни коллектива. Закрывается сезон — театр анализирует прошедшие события и думает о предстоящих творческих свершениях.
Событие в театре — это не только показ премьерного спектакля. В нынешнем «театральном году» это и проведение XI Международного фестиваля современной драматургии имени А. Вампилова, юбилеи актеров и спектаклей — сценических долгожителей, это и подготовка к гастролям и задел премьер к началу следующего сезона. Но обо всем по порядку.
Какова судьба России?
Главным событием 168-го театрального сезона стала премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович», поставленного режиссером Станиславом Мальцевым по одноименной пьесе Алексея Толстого. Возможность появления спектакля на охлопковской сцене помогла осуществить финансовая поддержка Министерства культуры Российской Федерации.
Знаменитое классическое произведение со времени создания остается востребованным русским театром: в наши дни оно кажется не только драматургическим совершенством, но и пьесой, отвечающей на важнейшие вопросы обустройства государства российского. Драматург предлагает к рассмотрению период царствования наследника Ивана Грозного, Федора I, и варианты событий, по которым могла бы развиваться Русь, если бы правили в ней Шуйские или Годунов.
В пьесе заложен вопрос и сокрыт ответ. Какими качествами должен обладать правитель, стремящийся к благоденствию своего народа? Быть сторонником традиций, оставленных долгим правлением Ивана IV, предлагаемых князем Иваном Шуйским, приверженцем либеральных реформ, сторонником которых является Борис Годунов, или разумением и добром разрешать проблемы, как царь Федор. Не соединяются эти полярные направления, рождают интриги, борьбу за власть, убийства, приближение Смуты, порожденной последующим правлением Годунова. Современники тех лет добром вспоминали царя Ивана, много позже после кончины прозвали его Грозным, в понимании народа он был справедливым и мудрым правителем.
Постановка спектакля «Царь Федор Иоаннович» выглядит грандиозно. Сценограф, заслуженный деятель искусств России Александр Плинт соединил на сцене царские палаты и внутренние убранства храма, расписанного ликами святых и освещенного лампадами. А сама Русь предстает женской нательной рубахой, исхлестанной до крови плетьми. Над этой Русью вместо солнца висит дыба, символизирующая ее «дамоклов меч». Дыба нависла и над царем, и над его приближенными, над всеми, кто в качестве действующих лиц появляется на сцене. Красный свет, время от времени заливающий сцену спектакля, создает атмосферу напряжения, тревоги, неминуемого исхода событий. Одежды персонажей, кроенные по образцам русских кафтанов, расписаны индивидуальными рисунками, по времени относятся к византийской живописи. Сверху они тяжеловесны, внизу почти прозрачны, в них нет опоры, о которую могли бы опереться люди. Это оформление Александра Плинта являет собой метафору прекрасной, святой и истерзанной Руси.
Режиссер Станислав Мальцев вслед за Толстым показывает борьбу за власть между Шуйским и Годуновым, обман и подлость, коими они пользуются. Но если Шуйский (заслуженный артист России Николай Дубаков) помнит о достоинстве и чести, то методами Годунова (заслуженный артист России Степан Догадин) становятся изворотливость, подлость, убийства, которыми он пользуется якобы во имя спасения Руси.
Образ царя Федора Иоанновича создает молодой артист Сергей Дубянский. Он нежен и добр, любящий супруг и благонамеренный правитель. Простодушие мешает ему рассмотреть в приближенных злодейство, вера в согласие всех со всеми приводит к краху его царствования, разрушению собственной личности. Дубянский-Федор словно вышел из другого своего образа, князя Мышкина из спектакля «Идиот» по Достоевскому. Впрочем, эти литературные образы в сравнении действительно очень похожи, и финал у них одинаков — уход из внешнего мира в самого себя.
Театр показывает три модели управления государством, представляет «ходы» приближения и достижения власти. После просмотра спектакля «Царь Федор Иоаннович» зрители могут задаться вопросом: «Какой же правитель нужен России сегодня?» — или прибавить что-то новое к своим размышлениям на эту тему.
Отражающее зеркало комедий
В последние годы театр все чаще обращается к пьесам, требующим интеллектуального напряжения и работы души. Как говорил Николай Заболоцкий, «душа обязана трудиться и день, и ночь!..». Иркутскому драмтеатру хочется видеть зрителей не только на драмах, но и на комедиях, где публика бы не просто бездумно хохотала, а смеялась от души и сквозь этот смех могла увидеть отражение самих себя.
Эти комедии в прошедшем сезоне были представлены современным автором Степаном Лобозеровым и классиком, стоящим почти у истоков русской драматургии, Алексеем Писемским. У драматургов почерк разный, мотивации поступков героев не схожие, но есть и что-то общее — это преувеличение ситуаций, гротескность поведения героев, множащаяся нелепость коллизий. Что же, у комедии свои незыблемые законы построения: она тяготеет к абсурду, невероятному нагромождению обстоятельств, которые, к счастью, всегда разрешаются счастливым финалом.
Спектакль «Семейный портрет с посторонним» Степана Лобозерова поставил заслуженный артист России Евгений Солонинкин. В актерской практике Евгений пользуется импровизацией, прибегает к приемам, в которых подтекст иногда бывает важнее текста. В режиссуре он тоже использует актерские приемы, доверяя своим коллегам быть свободными на сцене, раскрепощенными от постановочных догм. Воображение, характерные черты наблюдений, заимствованные от конкретных людей, бытовые подробности, переходящие в исполнительский азарт, все манки, — как говорят в театре, — работают на сюжет, на безудержную фантазию драматурга, представившего обитателей сибирской деревеньки в интриге, которая пугает, запутывает, сводит с ума. Кто не видел спектакля, откроем его секрет: интрига и состоит в том, что члены семьи и их постоялец представлены друг другу сумасшедшими, отсюда — настороженность, испуг и прочая нелепица, заставляющая зрителей дружно смеяться.
В названии другого спектакля-комедии лежит медицинский термин: ипохондрия — соматическая болезнь, представляющая собой болезненную мнительность. Пьеса «Ипохондрик» Алексея Писемского поставлена в театре режиссером, народным артистом России Иосифом Фекетой. В своем ничегонеделании заглавный герой очень похож на знаменитого Обломова из романа Гончарова. Вот только истоки характеров этих героев разные: Дурнопечин панически боится заболеть, Обломова же одолевает вселенская лень, а вместе они — никчемны, в их зернах жизни нет всхожести для посева, для созидания и продолжения рода.
Режиссер в постановке «Ипохондрика» мог бы устремиться к сатире, к жесткому и беспощадному высмеиванию персонажа-пустоцвета, но Иосиф Фекета милосерден: он смеется над Дурнопечиным и только намекает на то, что мужчина сегодня пошел не тот, что не может он обойтись без женской опеки. Социальность в подобной постановке неуместна, это легкое скольжение по жизни-искусству, очаровывающему хорошей игрой актеров, музыкой и танцами, умением пустяк переводить в анекдот, располагающий к хорошему настроению.
Репертуар Камерной сцены театра пополнился постановкой пьесы известного иркутского журналиста Александра Баталина «В квадрате чувств». И представьте, это тоже комедия с признаками мистицизма, в которой женщины оказываются куда изобретательнее мужчин. Кажется, в прошедшем сезоне театр дал себе и зрителям передышку от психологических драм и трагедий, которыми увлекся в 2016—2017 годах. Сюжеты о кровавом «Макбете» Шекспира, кошмарных снах «Бега» Булгакова он заменил на истории, при наблюдении которых приходит отдохновение души, облегчение сердца. Это смена ритмов и настроений, необходимая для функционирования по-настоящему здорового организма.
Вспоминая дни фестивальные
Международный театральный фестиваль осени 2017 года был посвящен 80-летним юбилеям наших земляков, писателей Александра Вампилова и Валентина Распутина. И конечно, в составлении его афиши приоритет отдавался спектаклям, поставленным по их произведениям. Театры из Камчатки, Ташкента, Москвы, Петербурга, а также из Японии, Франции, Италии, Кореи представили свое видение пьес Вампилова и других авторов, продемонстрировав в них разнообразие трактовок, понимание характеров героев, но главное — актуальное, не уходящее в прошлое содержание драматургии.
В репертуаре фестиваля важное место занимал спектакль Иркутского академического драмтеатра «Прощание с Матерой», в котором, вслед за спектаклем «Последний срок», говорится о корнях, из которых все мы произросли и во временном измерении далеко ушли от героев Распутина. Это спектакль о жизни, которая вместе с Матерой исчезла, оставив вопрос: помним ли мы о своих предках, сумели ли остаться продолжателями их духовной составляющей?
За исполнение ролей Дарьи и Богодула, за оформление спектакля «Прощание с Матерой» в 2017 году народная артистка России Наталия Королёва, заслуженный артист России Николай Дубаков и заслуженный деятель искусств России Александр Плинт награждены Губернаторской премией за достижения в сфере культуры и искусства. А в рамках Дней Иркутской области в Москве спектакль с аншлагом прошел на исторической сцене Малого театра.
Чествуем юбиляров
Коллектив театра считается большой семьей. Юбилей одного из ее членов — событие, которое значимо, отмечается дружно и весело. В адрес юбиляра говорят теплые слова, готовят капустники, исполняют песни. Поздравители блещут юмором, щедры на букеты и на искреннюю, отмеченную открытостью сердечность.
В прошедшем сезоне свои юбилеи отмечали народная артистка России Наталия Королёва, заслуженные артисты России Степан Догадин, Виталий Сидорченко и Владимир Орехов, актриса Ольга Шмидгаль и артист Анатолий Лацвиев. Эта плеяда охлопковцев принадлежит к среднему и старшему поколениям труппы театра. Все они — мастера сцены, служащие примером для подражания. Молодые исполнители учатся у них подлинному проживанию чувств и созданию сценических характеров, той игре, которая переводит роль в сценический образ.
Каждый из юбиляров неподражаем и неповторим. Народная артистка России Наталия Королёва — сегодня исполнительница ролей Анны и Дарьи в спектаклях, поставленных по инсценированным повестям Валентина Распутина «Последний срок» и «Прощание с Матерой». Ее старухи заставляют зрителей с замиранием сердца наблюдать за их нелегкими судьбами, берущими начало от корневой системы матушки-земли.
Заслуженный артист России Степан Догадин поражает разнообразием характеров своих героев: в «Царе Федоре Иоанновиче» он Борис Годунов, в «Поминальной молитве» — Тевье Молочник, в «Беге» — Роман Хлудов.
Заслуженный артист России Виталий Сидорченко за полувековое служение театру сыграл более ста ролей. В сегодняшнем «Ретро», в одной из последних своих работ, актер создает образ Николая Чмутина, волею дочери и зятя оказавшегося женихом. И Сидорченко соответствует этому званию: каждая из трех невест рада связать с его героем свою судьбу.
Заслуженный артист России Владимир Орехов и артист Анатолий Лацвиев — характерные актеры, их таланту подвластна любая комедийная роль. Ольга Шмидгаль — глубоко лирическая, вдумчивая актриса, способная на проживание в спектаклях глубоких и сильных чувств.
В прошедшем сезоне отмечали юбилеи не только актеры, но и спектакли. Десять лет на сцене театра идут «Последний срок» по повести Распутина, «Старший сын» Вампилова, «Ромео и Джульетта» Шекспира (трагедия к тому же была показана двести раз!). Спектакли «Старомодная комедия» Алексея Арбузова и «Завтра была война» Бориса Васильева были сыграны в сотый раз. Юбилейный показ этих постановок отличался одухотворением, похожим на премьеру, когда волнение, зашкаливая, переходит в исполнительское вдохновение.
Что ждет нас впереди…
Практически под занавес сезона охлопковцы приняли участие в Третьем корейском театральном фестивале, который состоялся в Сеуле с 9 по 13 июля. Приглашение принять участие в этом театральном празднике иркутяне получили от давнего друга и постоянного участника Вампиловского фестиваля, режиссера театра «Myung Pum» Ким Вон Сока. Корейцам иркутяне представят спектакль «Евгений Онегин», поставленный по великому роману Александра Пушкина. И не случайно именно эту постановку, ведь классика, как известно, не имеет языковых или национальных границ, она актуальна в любой стране и в любое время.
В преддверии летних каникул коллективу театра также предстоит активная подготовка к встречам с уже знакомыми и новыми зрителями, которые состоятся в следующем театральном году. Так, охлопковцы готовятся к поездке в Израиль, где в нескольких городах представят спектакль «Поминальная молитва» Григория Горина. Иркутский академический неоднократно бывал с гастролями в этой стране, был тепло принят ее гостеприимными жителями. И в этот раз решил познакомить их с историей о том, как страшно оказаться без поддержки предков, без родной земли, которая питала и была главной опорой в жизни человека.
Иркутский академический ожидают и обменные гастроли с Камчатским театром драмы и комедии, которые состоятся в рамках федеральной программы «Большие гастроли». Будут и гастрольные выезды по области, где охлопковцы представят свои взгляды на классические пьесы и произведения современных авторов.
Завершая театральный год, охлопковцы не прекращают и репетиции «безмолвного» спектакля «Холстомер» по повести Льва Толстого. Режиссер Сергей Землянский со своей командой впервые поставят на сцене иркутского драмтеатра пластический спектакль, в котором отброшены слова. Все будет передано через телодвижения артистов, через мимику, внутреннее состояние каждого из героев, которое будет как пламя согревать зрителей в зале. А пока занавес закрывается, чтобы в новом, 169-м сезоне открыться вновь…