Будь в курсе
событий театра

Закон стоимости или закон ценности?

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Культуру и искусство российское законодательство сегодня относит к сфере услуг, а это значит, что и оценивать деятельность учреждений, которые составляют духовную основу нации, надо по законам рынка. Это прежде всего отразится на материальном положении театров, филармоний, музеев. Ведь они смогут стать рентабельными только в том случае, если превратятся в развлекательные учреждения, оставив служение высокому искусству. Все эти тенденции обсуждались на круг-лом столе «Рынок и искусство: приобретения и потери», прошедшем в рамках Всероссийского фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова.
 

Можно ли сегодня изменить ситуацию, законодательно признав стратегический статус культуры, приравняв ее по значимости к здравоохранению или оборонному комплексу? Признать национальным достоянием не только памятники и экспонаты в музеях, но и те учреждения, которые духовно развивают и воспитывают граждан России? Такие вопросы поставил перед участниками круглого стола директор Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов.
 

– Сегодня к театру в России относятся, как к учреждению из сферы услуг, ставя в один ряд с прачечной и забывая, что театр – это главное, что необходимо для духовного воспитания нации. Это отражается и на материальной поддержке театров в России, которая сегодня недостаточна.
 

Директор департамента культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева отметила, что сегодня бюджетный закон скорее создает проблемы в культуре, чем их решает. Например, с 2008 года областные власти не смогут поддерживать творческие союзы, как это было ранее.
 

– Я считаю, что для того, чтобы изменить ситуацию, нужна инициатива чиновников и деятелей культуры, а также люди, которые бы отстаивали эти интересы в Правительстве и Государственной думе, – отметила Вера Кутищева. – Сложилась странная ситуация: уже четыре года не могут принять закон о культуре, в него вносят бесконечные поправки, и все равно он далек от идеала. Есть какой-то барьер на уровне верховной власти, игнорирующей вопросы духовности.
 

Это мнение поддержал и депутат Государственной думы РФ Сергей Дубровин, который призвал культурную общественность к активности.
 

– Никто вам не запрещает высказать свое мнение по поводу тех людей, которые будут решать вашу судьбу, возглавляя Министерство культуры, – подчеркнул он. – За эти четыре года в Государственной думе тормозом для принятия законов было Правительство РФ. Но ничего не было сделано для того, чтобы пришли другие люди. И я бы хотел, чтобы вы сегодня не просто излили друг другу свою боль, но и предприняли конкретные действия, чтобы результатом обсуждения стал документ с конкретными предложениями, который бы всколыхнул общественность.
 

Для того чтобы изменить положение учреждений культуры, необходимо привлекать общественность и «всем миром» обсуждать закон о культуре, считает театральный критик, доктор филологических наук Капитолина Кокшенева:
 

– Нас не устраивает то, что культурное пространство должно быть поделено. Нам предлагают мыслить в рамках программ и проектов, я же считаю, что это неверно. Кроме того, сегодня государственные деньги тратятся на поддержку авангард-ных проектов, которые не являются общенародным достоянием. Если на рынке главное – закон стоимости, то в культуре главное – закон ценности. В понимание культурной ценности входят: традиция, исторический опыт, национальный идеал, положительный компонент. Нужно сохранять культурное единство нации, чтобы поколения друг друга понимали, а делает это классика. Соответственно, должен быть закон об охране классического наследия.
 

Писатель Валентин Распутин выразил обеспокоенность тем, что за последние годы в культуре мало что изменилось в лучшую сторону, причем большинство негативных тенденций происходит с молчаливого согласия культурных деятелей.
 

– Вопросы культуры сегодня решает Михаил Швыдкой – человек наглый, для которого не существует никаких законов совести. Бывало так, что президент говорит о народной культуре, он тут же поднимается и начинает говорить против народной культуры. Ну и какая же культура после этого может быть? Сейчас идет Год русского языка. И что, русский язык стал преподаваться лучше? Он потерял почти последние часы в школах. Уничтожили сочинения. Да много что сделали в последние годы, а мы проглотили. Мы все-таки люди боязливые, часто собираемся и говорим об этом между собой, а ничего не делаем.
 

Участники круглого стола написали обращение, которое, по словам Анатолия Стрельцова, будет отправлено в администрацию и Законодательное собрание Иркутской области, а также руководителям театров и учреждений культуры страны.
 

ИЗ «ОБРАЩЕНИЯ К КОЛЛЕГАМ, СОГРАЖДАНАМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ»
 

«В сфере культуры должны законодательно обеспечиваться такие же приоритетность и протекционизм со стороны государства, как, например, в сфере обороны – ибо духовное и нравственное здоровье граждан России и российского общества столь же важны для обеспечения будущности и независимости нашей Родины и ее народов, как и строительство армии и военной промышленности...

…Мы предлагаем развернуть широкие дискуссии по проблемам, затронутым в данном обращении. Мы предлагаем в форме этих дискуссий, а также в форме запросов и поручений депутатам реализовать наше право граждан, наше право избирателей: обнародовать и довести до сведения законодательной и исполнительной власти наше мнение о том, какой мы бы хотели видеть культуру нашей Родины и каковы должны быть во имя этого культурная политика нашего государства и федеральные законы, обеспечивающие эту политику».

Автор: 
Елена Орлова
28.09.2007