Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Забыть невозможно

Версия для печатиВерсия для печати

«Вечно живые» на сцене театра.
 

Сегодня вечером на сцене Иркутского академического театра – «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в постановке Геннадия Шапошникова и заслуженного артиста России Александра Булдакова. Это спектакль о Великой Отечественной войне, рассказывающий об отношениях между людьми, которые ждут своих родных домой. Это история о том, что были не только герои, но и те, кто прятался за спинами близких, тем самым, предавая их. Главная мысль в этой пьесе – все, кто не вернулся из боя, не будут забыты, потому что их ждали с этой войны, их любили и после того, как стало ясно, что встреча с ними никогда не состоится. Их имена врезались в народную память России. И солдат, потерявший товарища, с которым воевал плечом к плечу, помнит павшего друга, ведь он заслонил его от пуль.
 

Можно было бы подать этот спектакль пафосно, когда даже декорации выкрикивают: «Я горжусь». Но нет, во всём прослеживался сдержанность. Белые окна и дверь на заднем плане, мебель пастельных тонов говорят о светлых днях мирного времени и о родном очаге. Спускающаяся в темноте завеса, которая закрывает большой экран, как тучи, сгустившиеся над домами. Во втором действии на сцене уже другая обстановка, обозначающая эвакуацию: тёмно-коричневый фон с камуфляжными вставками, стол и диван в таких же мрачных цветах – всё говорит о том, что люди прячутся от бомбёжек, маскируются от окружающего враждебного мира и даже стены будто кричат о безысходности положения.
 

Фёдор Иванович Бороздин в исполнении заслуженного артиста России Николая Дубакова твёрд и целен: в нём чувствуется вера в победу, трудовой героизм и гордость за правильно воспитанных детей. Но есть и горечь, от которой он бежит на работу. Варвара Капитоновна (арт. Татьяна Кулакова, арт. Эмма Алексеева) и Анна Михайловна Ковалёва (арт. Виктория Инадворская) – олицетворение всех матерей, которые вынуждены были отправить своих детей воевать. Обращение Варвары Капитоновны к уходящим на фронт солдатам: «Возвращайтесь живыми», – стало первым эмоциональным «взрывом» в спектакле.
 

Владимир (арт. Сергей Дубянский) – демобилизованный солдат. Актёр точно передаёт юношеский максимализм своего молодого героя. Его речам свойственны пафосные тона, что делает его похожим на поэта, и это говорит о тонкой натуре персонажа. Ирина актрисы Анастасии Пушилиной будто оторвана от мира. Всё, через что проходит каждая женщина, идёт мимо неё. Кажется, что трудолюбие стоит у девушки на первом месте, но это не так. Она так же мечтает о любви, тревожится о родных, переживает о своей женской судьбе, но не показывает своих чувств. Её можно противопоставить ранимой Веронике.
 

Если все люди поглощены тяготами войны, то Марк (арт. Алексей Лобанов) – творческий человек, в чьём мире существует только собственное «Я» и музыка, но вскоре в нём останется только первое. Тонкой натуре трудно живётся в военное время, наступает кризис, он чувствует муки подавленного тщеславия, а потом и страх.
 

Война меняет человека, ломает изнутри и снаружи. В ожидании любимых кто-то угасает на глазах. Вероника, в исполнении Екатерины Константиновой, из мечтательной девушки превратилась в комок нервов. Наблюдая только за этой героиней, можно поделить людей того времени на «до» и «после». Это уже не вчерашняя выпускница, возлагающая большие надежды на жизнь. Нет, это женщина, всего за несколько лет постаревшая духовно. Слишком много война отняла у такого хрупкого создания, как Вероника. Зритель почувствовал всю её боль, всю глубину её раскаяния.
 

Спектакль держит весь зал в напряжении до финала. Пронзительно звучит песня «Журавли» о погибших солдатах, превратившихся в белых птиц, подчеркивая мысль автора и режиссёров – эти бойцы будут вечно живыми в нашей памяти.

Автор: 
Ольга Харнутова
15.05.2015