За дверью комнаты — война…
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати
26 марта на Камерной сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова состоится 100-й показ спектакля «Мой бедный Марат».
Этот спектакль притягивает с первой минуты. Благодаря сценографическому и режиссерскому таланту заслуженного артиста России Геннадия Гущина моментально погружаешься в сороковые годы прошлого века. Он прекрасно сумел воплотить обстановку ленинградской комнаты, которую описал в своей пьесе Алексей Арбузов: практически голая железная кровать, маленькая печурка, потрепанный буфет. Небольшое, камерное пространство показывает нам лишения войны — блокада, непрекращающиеся обстрелы, голод. Какие-то дома уже разрушены, и есть угроза, что и другие будут уничтожены врагами. Людям приходится ютиться в небольших помещениях зданий, которые еще смогли уцелеть после бомбежек. Маленькая комната, где живут герои спектакля, казалось бы, ограждена от ужасов войны, но в то же время здесь происходят свои личные потрясения, которые так же тяжело переносить.
Раздается закадровый голос, сообщающий дату, когда происходят события. На сцене появляется Лика (актриса Анастасия Шинкаренко), которая укладывается спать на железную кровать и пытается укрыться какими-то тряпками. Зрители ощущают, как холодно Лике, даже мурашки пробегают по телу. Чувствуют зрители и одиночество героини, но лишь до того мгновения, как появляется следующий персонаж — Марат (артист Алексей Лобанов).
Вдвоем они пытаются выжить во время стрельб, бомбежек, голода, холода. Мы видим, как Лика и Марат привязываются друг к другу, как зарождается их любовь. Но в их жизнь «падает ничком» Леонидик (артист Александр Братенков), причем падает в прямом смысле слова: он болен и, словно мотылек, пришел к ним на свет от печурки. Зарождается своеобразный любовный треугольник, к созданию которого приложила руку война. Герои пытаются сосуществовать бок о бок до того момента, пока Марат, а за ним и Леонидик не уходят на фронт. Кончилась война, герои вновь встречаются в той же квартире, и каждый из них по-своему пытается разрушить этот тягостный треугольник…
Спектакль «Мой бедный Марат» идет на сцене Иркутского академического театра уже почти двенадцать лет. Анастасия Шинкаренко великолепно показывает становление Лики. В первой части она юная, оптимистичная, улыбчивая девушка. Проходят годы, и Лика становится сумрачной женщиной, главная мечта которой — быть ученым-медиком — так и не исполнилась.
Радует своей игрой Александр Братенков. Его Леонидик — далекий от реальности, мечтательный юноша. Вначале он 18-летний юноша, который пытается отрешиться от этой полной страданий и лишений жизни, говоря о себе в третьем лице. После войны он уже не может смотреть на жизнь отстраненно и пытается занять в ней свое место: женится на Лике, пишет стихи, которые разделяет на хорошие (для себя) и для продажи. Но, столкнувшись с реальной жизнью, оставляя хорошее только себе, Леонидик исписывается и больше ничего не может дать людям. Все метаморфозы героя, которые зритель наблюдает во время спектакля, актер убедительно передает через мимику, жесты, поведение. Александр великолепно показал боевую рану своего героя — «протез» ампутированной руки висел плетью и даже рефлекторно не двигался, пытаясь помочь, например, надеть шинель.
Пожалуй, главный недостаток Марата в исполнении артиста Алексея Лобанова — это некая статичность. Он не меняется, не развивается как личность. И в книге, и на сцене везде остается его гордость, которая не дает жить, в первую очередь, ему самому. Единственное, что он приобрел, — разочарование. Разочарование в себе, что не смог признаться в своей любви, что не получилось построить действительно великие мосты.
Впечатление от спектакля ошеломляющее. Когда читаешь пьесу Арбузова, никак не можешь поверить в то, что за пределами комнаты идет война. Она проходит, кажется, мимо героев. Когда Эфрос ставил «Моего бедного Марата» в Московском театре имени Ленинского комсомола, он говорил, что «ленинградская блокада первого акта, как это ни странно, предстала бы в неожиданно веселом и живом действии, потому что они — влюблены и, наконец, потому, что выбран такой жанр! Все драматическое обязательно читалось бы, но читалось бы не впрямую, а через особую художественную ткань, и только иногда — внезапные откровенно драматические моменты».
Режиссеру Геннадию Гущину удалось мастерски выйти из этого положения. Война в «Моем бедном Марате» видна, — да, не явно, но видна. Она становится четвертой участницей в этом спектакле. Именно благодаря ей сталкиваются пути Лики, Марата и Леонидика. Война оставляет свой след в жизни каждого из них. Лика выбирает нелюбимого, но любящего ее человека, не может исполнить свою мечту. Марат оказывается неспособен преодолеть гордость, тем самым обрекая себя на страдания. Леонидик, эта нежная, глубоко чувствующая душа, не может найти своего места ни в любви, ни в жизни.
Финал спектакля остается открытым. Все начинают идти к своему счастью, и для них это только начало пути. Смогут ли герои преодолеть свои слабости? Сможет ли Лика стать тем, кем мечтала? Сможет ли Марат построить великий мост? И сможет ли Леонидик найти свое счастье?
Источник: