Будь в курсе
событий театра

Юбилей в музейном интерьере

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Капитолина Мыльникова: шестьдесят лет на иркутской сцене

Этот юбилей актрисы, ветерана Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова Капитолины Ивановны Мыльниковой, праздновался нетрадиционно, не в окружении кулис и декораций, а посреди музейных экспонатов в Доме Рогаля. Правда, экспонаты были для нее до боли родными: маленькая черная шляпка, украшенная перьями, перчатки, театральные платья, грим… Все это -- приметы театрального быта, то, в чем она выходила на сцену, что помогало ей создать образ какой-то из своих героинь. В соседних витринах -- зачетная книжка студенческих лет и заслуженные награды, афишки и программки, фотографии в самых разных ролях, в жизни, на телеэкране…

А рядом -- она сама: по-прежнему выразительные глаза, в красивую прическу убраны волосы, статная, сохранившая молодую осанку… Настоящая женщина, красивая и обаятельная. Одно слово -- актриса.

В том, что некоторые свои личные вещи Капитолина Ивановна передала в музей истории города, нет ничего странного. Ведь ее жизнь и трудовой путь -- это страница истории театра и самого Иркутска, да в определенном смысле и история страны тоже. И эти предметы, документы -- это память о прекрасных иркутских актерах, к числу которых по праву принадлежит и Капитолина Ивановна Мыльникова. О том, какой интерес представляет переданная актрисой коллекция, рассказала директор музея города Ирина Терновая, по просьбе которой часто и совершаются такие акты дарения и передачи.

От дебюта -- к ключевым ролям

Об основных вехах творческой биографии Капитолины Ивановны говорит театровед и педагог Виталий Нарожный:

-- Перед нами замечательная актриса, устроившая эту столь замечательную акцию по случаю своего юбилея; прекрасная актриса и прекрасная женщина, которая и сегодня сохраняет свое очарование и обаяние.

Что хочется сказать по поводу юбилея Капитолины Ивановны? Конечно, рассказать о ней самой. Она иркутянка, но не коренная: родилась в Новосибирской области и профессии училась в театральной студии знаменитого новосибирского театра «Красный факел». Художественным руководителем, душой театра и педагогом Капитолины Ивановны была Вера Павловна Редлих -- прямая ученица Константина Сергеевича Станиславского. Получается, всего через одно поколение Капитолина Ивановна причастна к этой великой личности.

В 1948 году она впервые переступила порог иркутского драматического театра -- состоялся ее дебют на этой сцене. Конечно, мало кто помнит этот ее первый выход, да и я, признаться, помнить его не мог. Но однажды Капитолина Ивановна рассказывала об этом на юбилее театра: оказывается, дебютировала она в спектакле «Анна Каренина», но не в роли Анны, а в роли… ее сына Сережи! Было тогда такое амплуа у молодых актрис -- травести, и ей в каком-то смысле повезло быть занятой в театральнейшем произведении, какой была в то время «Анна Каренина».

Храня верность Иркутску, Капитолина Ивановна на несколько лет «изменила» драматическому театру, перейдя в театр юного зрителя. Это десятилетие ее театральной молодости, на мой взгляд, было самым счастливым -- есть такое ощущение и у других иркутских театралов. И не только потому, что в молодости все -- лучшее. Тут имеет значение само время, а оно было удивительное, героическое. Народ, который только что победил в самой кровопролитной войне, который с небывалым энтузиазмом строил коммунизм, искренне веря в то, что он достижим, что он рядом, -- этот народ был чрезвычайно целостным, романтичным и с сегодняшней точки зрения, наверное, наивным.

Она сумела стать выразительницей устремлений этого поколения, несла в себе женский идеал этого пафосного времени энтузиастов. И роли были соответствующие: Любка Шевцова в «Молодой гвардии», Дуняша в «Красных дьяволятах», и арбузовская Таня, и Катя из «Двух капитанов»… И даже если сейчас эта драматургия, предельно оптимистичная, производит странноватое впечатление, тогда она просто брала зрителя в полон. Поэтому понятно, что в те времена Капитолина Ивановна была популярнейшей актрисой, звездой, властительницей дум и чувств публики!

Лицо экрана…

В 1958 году актриса Мыльникова вдруг резко меняет свое амплуа -- становится диктором телевидения. Нам, теперешним, это не совсем понятно. Но мое поколение знает: создавалась местная студия, нужны были кадры, и все это -- внове!.. А тогда запись на телевидении была технически невозможна, вещание было только прямое. И потому считалось, что на телеэкране должна появиться женщина известная, телегеничная, очаровательная, умная и находчивая (мало ли какая неожиданность может произойти в прямом эфире!).

Капитолина Ивановна на эту «роль» по всем параметрам подошла. Она стала диктором и в этом своем новом образе вошла в каждый дом иркутян. Ее узнавали на улицах, с ней здоровались…

И снова -- драматическая сцена

И наконец, наступил 1962 год, когда она снова вернулась на сцену драматического театра. И с этого года вот уже 45 лет приходит сюда ежедневно. Но наступила уже другая эпоха: ценности молодости пошатнулись, и это многие люди переживают непросто. На смену безоглядным, предельно верящим в будущее героиням советской драматургии пришли другие, более сложные и драматичные. У того же Розова, в спектакле «В московской квартире», Мыльникова играла Нину -- это была сложная, глубокая женская роль. У Володина в «Пяти вечерах» -- затюканная бытом Тамара -- это уже героиня 60-х. Но стойкость, сохранение женской красоты и обаяния и в эти годы остается актуальным. И наивысшим воплощением этих качеств стала для нее работа в паре с Виталием Венгером в спектакле «Варшавская мелодия», где она играла польку -- женщину из другого общества. Чуть позже в ее репертуаре появилась Надежда Милованова из одноименной пьесы Веры Пановой -- это тоже спектакль, который много лет с успехом шел на иркутской сцене.

В классике же оставались «вечные ценности» -- «Волки и овцы» Островского, где она играла Глафиру, «Власть тьмы» Толстого (Акулина), «Обыкновенная история» Гончарова (Тафаева)… Все это поразительно разные, глубокие, характерные женщины.

Ее последующие роли -- это взятие новых высот: «Старая актриса на роль жены Достоевского» в постановке Сергея Болдырева -- спектакль, специально поставленный на Капитолину Ивановну. Этот спектакль мне довелось видеть с Татьяной Дорониной -- наша актриса достойно выдерживает сравнение! Настасья в распутинском «Прощании с Матерой», работа в гоголевской «Женитьбе» и в «Без вины виноватых» Островского… Дальше -- пани Конти в «Соло для часов с боем»… И все это -- незаурядные спектакли.

И так -- до недавних дней. Пусть не столь частыми стали выходы на сцену, но все мы видели, как последовательно Капитолина Ивановна доказывала, что порох в пороховницах еще есть, что актриса остается актрисой.

Как не поклониться ей, Капитолине Ивановне Мыльниковой, за те театральные впечатления, которые она доставила за свою сценическую жизнь мне, конкретному театралу, и тысячам иркутских зрителей вообще? -- заключает Виталий Нарожный. -- И как не пожелать новых ролей -- хотя это не столько лично к вам обращение, сколько к тем, кто это решает.

Колена преклонить…

Члены театрального коллектива, подобно членам одной большой семьи, поздравляли актрису и желали ей и здоровья, и новых ролей.

Анатолий Стрельцов, директор театра и заслуженный работник культуры, вручая цветы юбилярше, в этом русле и рассуждает:

-- Что такое театр? Это дом, семья, а для нас -- это просто вся наша жизнь. И то, что сейчас рассказал Виталий Сергеевич Нарожный, -- это история нашего театра, это слава нашего театра, это честь нашего театра. Дай бог, чтобы наши лучшие актеры-ветераны оставались той высотой, к которой стремятся молодые. Мы учимся у вас!

Поздравляли и билетеры, и коллеги по сцене -- актеры: Степан Догадин и Евгений Солонинкин подарили ей песню под гитару, Валерий Жуков поделился восхищенными воспоминаниями:

-- Я впервые пришел в ТЮЗ школьником, когда еще толком не представлял себе, что есть такая профессия -- актер. И когда увидел ее в первый раз, был поражен: что за девчонка такая красивая выходит на сцену? Красивая девчонка -- героиня спектакля «Вей, ветерок!» Это было очень давно, и я действительно тогда был поражен вашей красотой. И вот сейчас в экспозиции музея увидел фотографию той вашей поры… А сколько вы сыграли ролей! Виталий Сергеевич назвал много, но мне хочется этот список дополнить: очень известный спектакль на очень трагическую тему -- о Великой Отечественной войне, который назывался «Бессмертные». Помнится ваша работа в замечательном спектакле по пьесе Виктора Розова «Традиционный сбор». Потрясающий спектакль! А еще -- «Синие кони на красной траве»?! А «Соло для часов с боем»?!

Прямой ответ на прямой вопрос

-- Да, я тоже как-то пыталась сосчитать свои роли… -- говорит Капитолина Ивановна. -- Вспомнила многие, не забыла даже свою студийную работу в спектакле по пьесе Горького «Варвары», где я играла Надежду Монахову. Прекрасная пьеса! Оказалось где-то 150 ролей…

Актер Геннадий Марченко:

-- Я видел «Волки и овцы», где Капитолина Ивановна играла Глафиру, -- мощный спектакль. Это была такая атмосфера, именно Островского, что когда я посмотрел через многие годы этот спектакль в постановке Товстоногова, о котором кричала вся центральная пресса, то он не произвел на меня ровно никакого впечатления! Было ощущение чего-то не совсем настоящего. Так и в «Варшавской мелодии» -- была удивительная атмосфера спектакля. И Капитолина Ивановна умела эту атмосферу создавать и удерживать во всех своих спектаклях. Где ее ни увидишь -- это остается в памяти надолго, и других актрис потом уже не воспринимаешь.

Капитолина Мыльникова:

-- Странно, но мне то же самое говорили люди, которые «Варшавскую мелодию» смотрели и в Москве, и в Ленинграде… Наверное, первое впечатление оказывается самым сильным, и когда мои зрители смотрят этот спектакль в других театрах -- они уже это не воспринимают. Потому что у них сложилось впечатление, видение этого героя, отношение к нему, и это отношение и это видение они связывают с первым исполнителем… «Варшавскую мелодию», например, люди вспоминают через 30--40 лет. Это так удивительно!

Трудно в это поверить, но вот, скажем, продавец в магазине мне говорит: "А я вас помню в спектакле «Вей, ветерок!» Я ей говорю: «Милая, прошло сорок лет, как ты можешь помнить это?» А она в ответ: «Так ведь мы тогда, девчонками, на спектакли ходили по восемь-десять раз!» Вот такие были времена, такая любовь к театру.

Это, конечно, удивительно, и удивительна наша профессия, с одной стороны, такая парадная, но ведь временами было и тяжело… Мы с ТЮЗом много гастролировали по области. Каждое лето -- по два месяца колесили, по самым дальним поселкам и районам области. Не было ни одного клуба, где бы мы не играли. Начиная со Слюдянки, Мысовой, добирались до Тулуна, Осетрово, Мамы, Бодайбо… И когда приезжали в поселок и узнавали, что там нет клуба, мы приходили в какое-нибудь общежитие, сдвигали кровати и играли, скажем, Розова «В поисках радости». Люди нас ждали! Ведь это были места, куда актеры приезжали впервые, где живых артистов до нас не видели! У них даже понятия «спектакль» не было -- они говорили: «Идем на концерт!»

Помню, в каком-то бурятском улусе мы играли, кажется, Островского. Зрители сидели на полу, кружочком, тихо, совершенно безмолвно… Мы заволновались, ведь непонятно, нравится им, не нравится? И когда добрались до финала, из зала кто-то крикнул: «А теперь еще раз!» Представляете? То же самое -- еще раз! Это разве не оценка?

После киноактера остается кинолента, а что остается после драматического актера? Пока идет спектакль -- его воспринимают, он живет; закончился -- и все! Остаются разве что фотографии. В мемуарах многие артисты, даже большие артисты, чаще пишут о себе, и только о себе. Исключение, может быть, -- записки Ульянова: читаешь их с огромным интересом: это размышления о театре, целые главы он посвящает актерам, своим товарищам, своим партнерам, он всеми восхищается…

* * *

Да, большая часть сценической работы этой актрисы прошла во времена, когда спектакли, за редким исключением, не записывались ни на пленку, ни на кассеты. Их хранит только память зрителей, только их воспоминания. Зато это и есть тот самый важный критерий. Ведь слабое, неинтересное не запоминается. Помнится лишь то, что потрясло.

Автор: 
Любовь Сухаревская
27.11.2007