Будь в курсе
событий театра

«Я верю, что она выстоит»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
29 июня на Основной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова прошла первая встреча в рамках Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске-2017», посвящённых в этом году классику литературы, писателю Валентину Распутину.
 
- Уважаемые иркутяне! Сегодня мы с волнением, любовью и радостью видим Вас в нашем театре и в 11 раз открываем Литературные вечера «Этим летом в Иркутске», - приветствовал всех гостей директор Иркутского академического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов.
 
Ведущим встречи выступил критик, член Президентского совета по культуре Валентин Курбатов, который вспомнил многих из тех, кто был за эти 11 лет на иркутской земле, и представил тех, кто в этом году вновь приехал поговорить о литературе, культуре и сложных вопросах жизни и бытия.
 
- Мы собираемся каждый раз для того, чтобы слово классической литературы стояло, как и прежде, с твердостью и ясностью, - размышлял ведущий Вечера Валентин Курбатов. - Мы можем с Вами догадаться, что последним классическим писателем русской литературы был Валентин Распутин. Последнее дитя русской классической литературы, любимое и младшее дитя. Особенно любимый матерью Родиной, который и сам был благодарен матушке России. Который писал ее в женских образах, потому что женщина — это сама жизнь.
 
Как отметил Валентин Яковлевич, разговор в этом году будет тревожным и в чем-то временами даже болезненный, потому что он будет идти о Валентине Григорьевиче. Вместе со зрителями и читателями приглашённые гости будут говорить о нем, как о собственной душе, о том, что надо удержать, спасти в собственном сердце.
 
Первым слово взял писатель, публицист, ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов, который рассказал, какие уроки любви каждому из нас предстоит выучить в этой жизни.
 
- Спустя какое-то время, когда Шукшина не стало, Валентин Григорьевич сказал важную вещь о том, что у него осталось ощущение, что мы не сделали что-то важное, что волновало Василия Макаровича. Что мы что-то упустили, не сделали, не выучили уроки любви. И я боюсь, что после ухода Валентина Распутина мы тоже что-то упустили и не сделали. Быть может отчасти мы для того здесь и собрались, чтобы хотя бы крупицы, хотя бы часть восстановить. И тот урок любви, который давала его проза, его творчество и личность, остающийся какой-то степени невыученным, нам нужно попробовать пройти еще раз.
 
Алексей Варламов рассказывал о том, что Валентин Распутин был прозаиком с удивительным литературным чутьём и умением высказываться очень точно о своих предшественниках. Говорил про то, каким было его первое знакомство с творчеством Распутина и в частности с «Уроками французского». Размышляли вместе со зрителями о глубине писателя, о том, как в малой литературной форме он умел находить и выстраивать невероятную глубину.
 
- Он пишет не для всех, а для каждого. Такое ощущение у меня возникло при прочтении его повестей, словно они были написаны для меня. Я родился в Москве, был городским парнем и никогда не видел деревни. Но когда я читал его повести, мне открывалась Россия, мне открывалась совершенно неизвестная для меня страна. Уже после я пытался выяснить, придумал он своих старух или они есть на самом деле, жил в деревне, Россию пытался понять другим способом. То есть Распутин через свои книги отчасти подарил мне мою собственную жизнь, мою судьбу, за что я ему бесконечно благодарен.
 
К сожалению, в этом году на Вечерах не смог присутствовать лично Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов Георгий Александрович). Но он записал и прислал специально для участников и гостей Литературных вечеров видеообращение, фрагмент которого был показан на встрече.
 
- Добрый вечер, дорогие друзья! Прошу простить меня за то, что не смог сегодня прибыть в Иркутск. В первую очередь, я хотел бы поблагодарить иркутян за приглашение, за возможность хотя бы таким образом выступить перед вами на Литературных вечерах, которые называются совершенно особым образом - «Правда в памяти».
 
Владыка Тихон говорил о том, что есть религия, что есть вера в Бога для каждого человека, насколько она сильна, что никакие исторические события не сломят ее в сердцах верующих. Затронул Владыка и вопрос взаимодействия власти и церкви, как оно складывается и с какими сложностями сталкиваются обе стороны.
 
После обращения Владыки Тихона слово о вере и том, как к ней пришел Валентин Григорьевич взял настоятель Иркутского Князе-Владимирского храма, протоиерей Алексей Середин. Он поведал, как строился храм на малой родине Распутина, как важно для Валентина Григорьевича было это строительство, через которое происходило его познание самого себя и привлечение к этому благому делу его земляков.
 
- Было время, когда Валентин Григорьевич был в потерянном состоянии, он не видел выхода для России и русского народа. И когда началась строится церковь, когда он увидел собирающуюся вокруг этой церкви общину, как начала преображаться разбитая, разорённая деревня и люди, то он понял: православная вера — это сила, которая способна поднять даже самое опущенное состояние человека.
 
Завершил этот теплый вечер воспоминаний журналист, советник Президента Российской Федерации, председатель совета при Президенте РФ по русскому языку Владимир Толстой.
 
- Добрый вечер, дорогие друзья! Я именно так к вам ко всем обращаюсь, потому что чувствую, что здесь собрались друзья и единомышленники. Мне приятно снова вернуться в Иркутск, увидеть много родных лиц и быть вместе с вами. Мне кажется, обратиться к тому, что написал Валентин Григорьевич — это более чем уместно сегодня, когда мы вспоминаем о нем. 20 лет назад от наших яснополянских писательских встреч, на которых у него не получалось присутствовать, я отправил ему анкету с вопросами. И через несколько месяцев в письме получил от него ответ. Один из ответов на вопрос «Нужно ли писателю быть учителем?» я хочу Вам зачитать.
 
«Да, конечно. Но для этого писатель должен заслужить нравственное право на учительство. Посмотрите, Толстой и Достоевский несомненные учителя. А столь огромный талант, как Горький, несмотря на его постоянную наставническую работу, как учитель не воспринимается. Ибо нравственное в его творчестве умещается в задней и темной комнате. А грубо сделанный физически человек занимает все жилые помещения. Пушкин и Некрасов учителя. Учителем и Есенин был своим дивным русским стихом, преклоняющимся красоте и Родине. А вот Маяковский — профессионален и архитектурен. В наше время, когда все моральные и духовные ценности перепутаны и перепачканы, когда в учителя рванули люди, которых и близко ни к какой кафедре подпускать нельзя, когда телевидение превращено в орудие заказного массового убийства, литература, отстаивающая честь человека и жизни, особенно необходима. Ее и остается то уже не много на фоне того, что прибрано к рукам нечистой силы. Но понаблюдайте, как ее боятся: то со злобой наскакивая на нее, то делая вид, что ее уже не существует. Я верю, что она выстоит. Россия сегодня не вперед смотрит, туда и смотреть страшно. Она обратилась назад, в свою славу и веру, в свои вековые устои. А уж разобравшись, на чем стояли они, она и с нечистью разберётся. Главный предмет учительства нашей литературы — русский человек и Россия в их духовном воплощении. И учить этому нужно спокойно, талантливо со всю меру нашей страдающей любви».
 
Слова Валентина Распутина, завершающие этот первый Литературный вечер, стали удивительным аккордом, который сделал мелодию сегодняшней встречи еще более звучной и отчасти щемящей сердце. Валентин Григорьевич словно был в этот вечер вместе с нами и как и прежде вел разговор о том, что так важно.
Фото: 
Анатолий Бызов
30.06.2017