Второй могильщик выкопает Гамлета. Если не застрелит
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати
Сегодня вместе с вами мы можем заглянуть за кулисы театра и увидеть, как рисунок новой постановки «В квадрате чувств» обретает свои очертания. Поисками этих очертаний «дирижирует» известный в Иркутске режиссёр Владимир Дрожжин. Автор пьесы – ветеран иркутской журналистики, публицист, писатель, кинодокументалист Александр Баталин – в первом ряду, внимательно вникает в процесс, иногда озвучивая свои реакции и размышления.
На первый взгляд, кажется, что артисты намерились играть в «резиночку», ту самую, за которую вахтёры гоняли в коридорах школьников 80-х годов. Длинные белые ленты растягиваются, перекрещиваются, сближаются и разбегаются по сцене. Эти живые линии то образуют квадратный «ринг», то перечёркиваются крестом, то, как змеи в прыжке, мечутся от одного героя к другому. А в этих извивах и натяжениях путаются персонажи. Две прекрасные женщины и двое ярких мужчин, переживающих кризис среднего возраста. Романтик против прагматика. Рыцарь против меркантилиста. И самое драматичное, что эти двое могут неистово бороться в одном отдельно взятом сердце. В сердце артиста, полностью захваченного театром и разменивающего себя в погоне за скороспелым успехом в шоу-бизнесе. Непримиримых врагов рассудит только дуэль главных героев, которых играют артисты Александр Братенков и Андрей Винокуров.
- Смерти нет! Всё обернулось фарсом! Почему? – спрашивает охлопковцев постановщик. – Думайте, думайте! Дайте мне иронию, сарказм. Отшучивайтесь. Нагнетайте пафос. Уходите медленно, в показном величии, фасонно уходите…
Артисты снова и снова прокручивают важную сцену. И тут же, послушные воле режиссёра, моментально переключаются на другую.
- Играем «Отелло»! – повелевает Владимир Ильич.
Кого же здесь играют? Шекспира или Баталина? Александр Баталин поступил согласно популярному рецепту: «Если автор – гений, возьми его в соавторы». Текст насыщен архетипами, ушедшими «в народ» фразами Шекспира и Александра Вампилова. Пьеса апеллирует к нашим ассоциативным рядам, приглашает к узнаваниям всеобщего и всевременного в сиюминутном и частном. Она составляет пёстрый калейдоскоп символов, метафор и гипербол. Глубокие философские поиски происходят в форме розыгрыша и вызова, разворачиваются в лабиринте комедии положений.
В будущем спектакле «В квадрате чувств» мелодрама оборачивается фарсом. А гротеск разрешается гармонией, когда герой награждается сбывшейся несбыточной мечтой. Но пока лучезарный хеппи-энд засияет, зрителям придётся и поволноваться за героев, и поразмышлять о своём, наболевшем и выстраданном.
Ведь кто из нас, «земную жизнь пройдя до половины» не очутился «в сумрачном лесу»? В сумрачном и «непроходимом», как заголовок к нашему репортажу. Пусть он остаётся неразгаданным, пока его не расшифрует премьера спектакля в ноябре.