Будь в курсе
событий театра

Все в нашей жизни дается не зря…

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
К юбилею заслуженной артистки России Елены Мазуренко
 
Рано утром на углу улиц Карла Маркса и Лапина в Иркутске, в находившемся там роддоме, роженицам на кормление принесли новорожденных детей. Вдруг одна из них громко воскликнула: «Это не мой ребенок!». Нянечка, спохватившись, еще раз внимательно пересмотрела кричащие «свертки».
 
Обнаружив свою оплошность, исправила ошибку. Улыбаясь, протянула женщине уже ее родное дитя: «Нате! Получайте свою артистку!». В случайно оброненной фразе словно был заключен код, весь дальнейший ее путь к этой профессии. Накануне юбилея мы записали монолог заслуженной артистки России – Елены Сергеевны Мазуренко.
 
«Мне везло в жизни на хороших и добрых людей»
 
– Все в нашей жизни предопределено свыше. И даже те люди, которых встречаешь на своем пути, тоже не случайны. Каждый оставляет свой след в твоей душе. Это теперь понимаешь с высоты прожитых лет. В молодости этого не ценишь, потому что не вполне понимаешь, как много это значит: для становления личности, для накопления жизненного багажа и опыта, для формирования мировоззрения. Они навсегда оставляют в твоей душе свет и тепло, дают утешение в трудные моменты.
 
Все в жизни мне давалось легко. Хотя, конечно, так кажется только теперь. Трудности были, но преодолевать их помогал мне мой ангел-хранитель. Я всегда была упорной, упрямой, целеустремленной. Обо мне говорили, что у меня есть характер. Мама всегда гордилась своей активной и заводной дочерью. Я знала, что живу в стране великих людей. С благоговением слушала и обожала директора школы – Петра Ивановича Аникеева, прекрасного учителя, человека, прошедшего войну. Знала, все, о чем он говорит, чему учит, – правда. А говорил он о самых простых вещах – о любви к Родине, которая начинается не где-то там, а здесь, с твоей школы, с родителей, с друзей, с тех деревьев под окнами школы, которые мы сажали вместе с ним. И какие бы ни были времена, как бы ни изменились нравы, все то, чему я верила, в душе остается незыблемым.
 
Что радует и что дает силы жить? Я все стараюсь понять, для чего я пришла на эту землю? В чем смысл? Вслед за чеховскими персонажами задаю себе эти вопросы. И если раньше я говорила, когда были трудные жизненные ситуации: «Господи, за что?» То теперь: «Господи, для чего?» Раз судьба посылает испытания, значит, их нужно пройти. Артистами могут быть многие, человеком остаться труднее. Вообще, человек так устроен, он всегда недоволен тем, что имеет. Помнишь эти строки: «Мы живем, словно в сне неразгаданном, на одной из удобных планет. Много есть, чего в жизни не надо нам, но того, чего надо нам, нет».
 
«Жизнь умнее всех нас, живущих и мудрствующих»
 
– Меня не устраивает, что сейчас жизнь в театре будто идет мимо меня. Я всегда много работала. И эта пауза, наверное, дана, чтобы что-то переосмыслить. Раньше, когда я попадала в ситуацию, которая меня не устраивала, то пыталась ее силой переломить, исправить, перебороть. Теперь у меня нет такого желания. Все дается во благо. Вспоминается одна притча про девочку, которая с мамой вышла из дома в красивом белом платье. Ей хотелось, чтобы все увидели ее нарядной. На улице играли мальчишки, и один, пробегая мимо по луже, обрызгал ее грязью. Девочка чуть не плакала от обиды и попросила маму идти околицами, обходной дорогой. И вот они вышли за огороды, к лесу, вдруг им открылась большая поляна цветов. И мама сказала: «Вот видишь, если бы не наша беда, мы никогда бы не увидели этой красоты». Все в нашей жизни дается не зря.
 
Жизнь, как говорил вампиловский Сарафанов, умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Я надеюсь, что еще буду много работать. Я человек терпеливый и настойчивый. У меня есть мечта – прожить не менее чем до 100 лет. Надеюсь, она осуществится, ведь в моем роду были долгожители. Так что, я еще и 200-летний юбилей театра обязательно встречу.
 
Со мной на одной лестничной площадке живет чудесная женщина – Катерина Павловна, маленькая, светлая, в ореоле пушистых волос, как у феи. Четвертого апреля, в день Пасхи, мы увиделись, поздравили друг друга с праздником, а потом она сказала: «А вы знаете, Леночка, я сегодня проснулась с удивительным ощущением счастья. Вы спросите, отчего? Просто сегодня мне исполнилось 90 лет. И я действительно счастлива, что двигаюсь, живу, радуюсь свету дня». Я смотрела на нее, на это удивительное, поистине сказочное, доброе создание, которое живет вне времени, возраста, вне суеты, вне всех тех забот, которыми нагружаем себя мы, и как-то по-детски смотрит на этот мир. И когда я ей сказала о своем скором юбилее, посетовав, что мне уже так много лет, она совершенно искренне воскликнула: «Леночка! Вы – девочка». С такой счастливой и положительной установкой вступаю в свое следующее десятилетие.
 
Про учителей, режиссеров, актеров
 
– Благодарна тем людям, которые сделали из меня артистку. В городе зрители помнят меня по прежним моим работам, знают по нынешним. Узнают на улице, подходят, благодарят за ту или иную роль. Моими педагогами в театральном училище были люди, легенды своего времени, актеры – Василий Лещев и Виталий Венгер. По их примеру работаю не щадя себя, играть вполсилы не умею. У наших прекрасных актрис – Антонины Рыбаковой и Юлии Уральской – училась служению театру. Мне повезло, что я сразу попала в эпоху Вампилова, в его пьесы, в круг его литературных коллег и друзей, в ауру его личностного притяжения и магнитизма. Это было большим счастьем работать с ним в его пьесах.
 
Добрым словом вспоминаю своих однокурсников. Жизнь разбросала кого куда, но мы не забываем друг друга, созваниваемся, иногда видимся. В Москве сейчас Жора Шипунов, Люда Галиаскарова и Люда Худаш-Гуркина, в Перми – Исмангулов, в Питере – Сережа Гаврилин, в Красноярской драме – Леша Исаченко, он первым играл Бусыгина в «Старшем сыне». Мои любимые партнеры – Валера Алексеев, Слава Малинин, Юра Ицков работают в других театрах.
 
Не могу не сказать о Геннадии Гущине. Как режиссер он берет в работу такие пьесы, которые могут раскрыть актера, увлечь работой, дать возможность высказаться через роль, раскрыть индивидуальность. И спасибо ему, что для меня находятся в этих пьесах не последние роли.
 
С радостью вспоминаю работу с режиссером Валентином Зверовщиковым над спектаклем «Первая любовь» по Тургеневу. У него есть большое и важное качество – он любит артистов. Это как в случае с женщиной, когда она знает, что ее любят, то раскрывается, как цветок. И когда идет по улице, прохожие оборачиваются, потому что чувствуют эту радость, исходящий от нее свет, и им тоже хочется такого счастья.
 
О чем я мечтаю?
 
– Ни о чем. Просто хочу работать, если будет тема, если будет предмет для разговора. А что может быть лучше разговора о человеческой судьбе, о его боли, о его радости, надеждах, любви, сомнениях, думах? Если я прихожу домой в хорошем настроении, мои родные радуются, видя мою улыбку. Мой муж и внучка обязательно спросят, как прошел спектакль, что было интересного. Они живут моими радостями и моими заботами. Я их очень люблю.
 
Люблю нашу пустую сцену. И когда мне бывает трудно, то выхожу на эту сцену, и она дает мне силы. Она лечит, окрыляет, на ней я будто заново вырастаю. Вся суета уходит, и остается главное – моя профессия, которую я выбрала, которой горжусь. Остаются любимые люди, остается мой Театр.
Автор: 
Лора Тирон
23.04.2010