Все мы немножко Подсекальниковы
Разработка сайта:ALS-studio
Комедию «Самоубийца» по пьесе драматурга и автора сценариев к фильмам «Веселые ребята» и «Волга-Волга» Николая Эрдмана ставят в Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова. Режиссер Геннадий Гущин и исполнитель главной роли Николай Дубаков выбирали пьесу вместе, ведь эта постановка – бенефис к юбилею артиста. Премьера состоится 24 февраля.
Несмотря на мрачное название, это одна из самых веселых комедий, которые когда-либо были написаны. Говорят, что когда пьесу прочитал Станиславский, он воскликнул: «Гоголь, Гоголь!», а Мейерхольд считал, что комедийный дар у Эрдмана не ниже, чем у Мольера. Основоположники русского театра соревновались за право поставить пьесу.
Однако этому не суждено было случиться. Драма «Самоубийца» была написана в конце 1920-х годов, во время поворота от НЭПа к репрессиям. В то время ее сатирическая суть была настолько резка, что пьесу запретили, а автора позднее репрессировали. Волна интереса к ней вновь возникла после перестройки, однако в Иркутске тогда эту комедию незаслуженно обошли вниманием.
Геннадий Гущин считает «Самоубийцу» очень актуальной пьесой.
– Очевидно, что это острейшая сатира на советскую власть, но когда мы стали копать глубже, то поняли, что пьеса очень хорошо ложится и на сегодняшний день, – пояснил режиссер. – Ведь оказывается, человек с тех пор не изменился. Все его страхи перед властью и перед социумом, мысли, что он является винтиком в механизме, остались. Поэтому тексты Эрдмана и сегодня «выстреливают» в цель.
Сюжет «Самоубийцы» оригинален. Однажды ночью главному герою Семену Подсекальникову захотелось ливерной колбасы, а его жена не так отреагировала на его просьбу. С горя он решил покончить с собой, но тут оказалось, что его смерть хотят «приурочить» к высокой идее. Чтобы он погиб за честь русской интеллигенции, ради свободы писателей или хотя бы из-за несчастной любви.
Действие спектакля разворачивается в вагоне. По словам Геннадия Гущина, это и символ коммуналки, и русской неустроенности одновременно.
– Наш вагон без колес, сидящим в нем кажется, что они куда-то едут, а на самом деле все стоит на месте. Ведь вся наша жизнь протекает именно так. Кроме этого, вагон вызывает ассоциации с бараком. Наше поколение знает, что такое коммуналки, когда нет никаких секретов. Ты только подумаешь чихнуть, а все уже считают, что ты гриппом болеешь.
По словам Геннадия Гущина, когда пьесу хотели ставить в 1930-х годах, на роль Подсекальникова пробовали острохарактерных актеров. Но он как режиссер видит этот материал по-другому, и в концепцию его спектакля вполне укладывается амплуа Николая Дубакова. – Он скорее социальный тип, с какой-то мощностью внутри, – рассказал Геннадий Гущин. – Сегодня мы больше будем говорить о том, что происходит с человеком, когда он встает перед выбором жизни и смерти и впервые задумывается о душе. А значит, нужны другие регистры. И мне кажется, что только Николай Васильевич может эту роль исполнять, с его ранимостью, а самое главное – с его гражданской позицией. Многие считают Подсекальникова слабым, мелким человеком, а я думаю, что он очень хотел, чтобы ему дали просто жить. Если разобраться, все мы немного Подсекальниковы. Ведь в каждом из нас есть это желание.
Актеры драмтеатра быстро включились в творческий процесс. По словам режиссера, всем работается легко, ведь тексты Эрдмана произносить одно удовольствие. В спектакле заняты артисты Елена Мазуренко, Александр Булдаков, Татьяна Двинская, Игорь Чирва, Виктор Ведерников, Милена Антипина, Юрий Десницкий, Марина Елина, Александр Ильин, Виктория Инадворская, Николай Константинов, Евгений Солонинкин, Светлана Светлакова, Анастасия Шинкаренко и Евгений Попов.