Будь в курсе
событий театра

Все люди -- братья, сестры, дети, внуки…

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Двумя премьерами начался новый сезон в театре Охлопкова

Новый, 158-й сезон в Иркутском академическом драматическом театре открылся 29 сентября двумя очень созвучными премьерными спектаклями в двух залах: «Деревья умирают стоя» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны на основной сцене и вампиловским «Старшим сыном» -- на камерной.

«Старшего сына» (постановка режиссера Геннадия Шапошникова) кое-кто из зрителей увидел в дни Вампиловского театрального фестиваля, «Деревья» же (эту мелодраматическую комедию поставил приглашенный режиссер из ТЮЗа заслуженный деятель искусств России Александр Ищенко) были премьерными в полном смысле слова.

История, написанная испанцем Касоной, -- красивая сказка о работе некоего агентства, которое незаметно и, кажется, бескорыстно помогает людям в трудных житейских ситуациях. В данном случае -- в агентстве появляются пожилой сеньор Бальбоа со своей проблемой и приглашенная на работу молодая девушка Марта (актриса Анастасия Шинкаренко), намеченная дирекцией как исполнительница задуманного «плана спасения». На пару с Мартой (в дальнейшем -- Изабеллой, чью «роль» ей придется исполнять) станет работать и молодой директор агентства (артист Александр Братенков).

А понадобилось им ни много ни мало -- утешить пожилую бабушку, из дома которой лет двадцать назад ушел непутевый внук. Точнее, не сам ушел -- его фактически выставил дедушка, тот самый сеньор Бальбоа, которого теперь мучает совесть при виде страданий жены. Молодые директор и Марта должны были приехать в дом бабушки и деда как их внук Маурисьо, ставший благополучным и добропорядочным, об руку с женой…

На протяжении почти всего действия то более, то менее удачно разыгрывается красивая «ложь во спасение» -- до тех пор, пока на пороге не появляется… настоящий Маурисьо (артист Владимир Веслополов), который и не думал исправляться. Впутавшийся в какой-то криминал, он пытается вымогать у стариков два миллиона, ведет себя цинично и не церемонится с ними, как бы подготавливая зрителя и участников истории к тому, что жалеть его не обязательно.

Но оказывается, что бабушка, ради которой все и затевалось, и сама кое-что заподозрила, но ей гораздо комфортнее поддерживать красивую иллюзию, нежели погружаться в реальные проблемы внука. Поэтому она снова выставляет его за дверь и доигрывает предназначенную ей роль ни о чем не догадывающейся бабушки.

При том, что народная артистка России Тамара Олейник создает для нас образ не сломленной гордой испанской женщины, ее психологические метания остаются уж очень надежно спрятанными от зрителя в ее душе. Такая режиссерская и актерская экономия выразительных средств вряд ли работает на пользу спектаклю. Или, может, так задумано драматургом, который только в самом названии пьесы дает нам понять, что бабушка, вторично изгнавшая с глаз долой внука, умерла от горя, как дерево, -- стоя, и ее дальнейшее участие в судьбе молодых людей -- одна лишь видимость?

Можно, конечно, принять версию, что теперь она посчитала себя обязанной подыграть молодым «супругам» -- директору агентства и Марте, которые полюбили друг друга. Ведь если бабушка повела бы себя бестактно и раскрыла обман -- они, скорее всего, расстались бы: вряд ли после такой «неудачной операции» им было бы хорошо вместе. Но все же, думаю, зрителю важно было увидеть ту бурю чувств, которая, надо полагать, бушевала в сердце бабушки в момент принятия тяжелого для нее решения.

Возможно, роль еще дополнится эмоционально и глубинно тем самым ожидаемым нами содержанием, которое уловит чуткий зритель. Уловит, несмотря на жанр мелодраматической комедии: ведь он, жанр, не только дает нам право посмеяться отдельным репликам и ситуациям, но и просто обязывает к сопереживанию персонажам в их «минуты жизни трудные». Хотя, разумеется, вовсе не обязательно «давить слезу», речь вовсе не об этом.

А пока на основной сцене все делали вид, что верят друг другу и радостно восстанавливают родственные связи, на камерной разыгрывалась в чем-то подобная, но более соответствующая менталитету россиянина и чуть более современная нам история о сыне, якобы пришедшем к отцу, и об отце, счастливо обретшем сына. Не буду останавливаться на сюжете вампиловской пьесы, слишком хорошо известной зрителю. Не знаю, как кому, -- мне она кажется ближе и как-то роднее, хотя это совершенно не исключает охоты смотреть истории, написанные другими авторами.

А в данном конкретном случае оба драматурга, невольно оказавшись в соседстве, еще раз напоминают нам о том, как важно иметь и сохранять, обретать и оберегать родство -- и кровное, и душевное, и духовное. Хотя, не секрет, родство кровное бывает порой более трудным, чем родство иное, внутреннее. Более трудным и оттого более болезненным, -- но и этот тяжкий крест нам, видимо, для чего-то дается…

Автор: 
Любовь Сухаревская
02.10.2007