Время красных маков…
Разработка сайта:ALS-studio
С 14 по 16 июня 2013 года уже в седьмой раз, а начало было положено в 2007 году, в драматическом театре им. Охлопкова пройдут Литературные вечера «Этим летом в Иркутске».
Я не зря написала слово «Литературные» с большой буквы.
Время, когда совесть и мораль человеческая снивелированы и буквально изгнаны из нашей жизни, когда на зрителя с телеэкранов каждый день выливаются потоки безнравственности и всё идёт на продажу, даже душа человеческая, когда ложь, предательство стали нормой жизни, мы с надеждой и верой обращаем свои взоры к нашей классической Литературе, островку духовности и чистоты.
Мы вспоминаем героев Чехова и Толстого, Гоголя и Достоевского, которым совесть не давала жить спокойно за совершённые поступки и они жаждали покаяния и нравственного очищения, мы вспоминаем героев Лескова, Шукшина, Абрамова, Астафьева, Распутина… Мы ищем спасения в классике, которая сможет возродить и очистить народ духовно.
Поэт Светлана Кекова на Литературных вечерах-2012 |
Поэтому проводятся Литературные Встречи. Мы их ждём. Скучаем по ним. Торопим начало. Потому что на эти несколько дней Иркутск по настоящему становится духовным центром России, где вольнее и свежее дышится, где атмосфера наполняется любовью и светом, потому что именно сюда устремляется вся интеллектуальная, духовная, мыслящая элита, где сам воздух становится чище от ясности и красоты звучащего русского слова, от набегающих волна за волной поэтических ритмов, от тех радостных лиц и улыбок, какие царят в Иркутске на ежегодных «Литературных Встречах».
Мы все, может быть не вполне осознавая, часть нашей русской литературы… Мы ею вскормлены, воспитаны, научены и с детства она идёт рядом с нами. Время от времени наша рука невольно тянется к томику Пушкина, Тютчева, Бунина, в которых мы находим и утешение и ответы на многие вопросы.
Именно Литература и её герои помогут нам справиться, преодолеть, образумиться, выжить, выйти на другой уровень и вновь обрести человеческий облик. Верил в это и Александр Вампилов и об этом написал «Чулимск» и свою Валентину, которая продолжает упорно чинить калитку палисадника, который все ломают. «Ведь нельзя же просто махнуть рукой и ничего не делать, - говорит она, - когда-нибудь люди изменятся, они поймут, и я посею здесь красные маки…»
Возможно, время маков пока не пришло, но оно обязательно придёт. И мы приближаем его по мере своих сил, «чиним свой палисадник», и «украшаем свой сад».
Совсем недавно по каналу «Культура» в передаче, посвящённой режиссеру Сергею Бондарчуку и его работе над киноэпопеей по роману Льва Толстого «Война и мир» прозвучали много раз читанные, но будто услышанные заново и поразившие меня слова толстовского героя: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать - то же самое. Ведь как всё просто, как это просто!»
На своих «Литературных Вечерах», мне думается, мы и пытаемся делать то же самое, вторя великому классику. Когда мы вместе, мы – сила.
Владимир Толстой и Александр Шолохов на Литературных вечерах-2008 |
О важности и необходимости для людей таких встреч, как «Литературные Вечера в Иркутске» говорил со сцены драматического театра и потомок Льва Николаевича, директор музея «Ясная Поляна», а сегодня ещё и советник президента России, приезжавший на самый первый «Литературный Вечер» в 2007 году, Владимир Толстой, об этом говорил и другой продолжатель династии, чьё имя прочно вписано в историю отечественной литературы, директор музея-заповедника Михаила Шолохова – Александр Шолохов, об этом своим не громким, но сильным по духу словом обращался к публике Валентин Распутин, литературные критики Лев Аннинский и Валентин Курбатов, писатели Игорь Золотусский, Михаил Кураев, Алексей Варламов, поэты Владимир Костров, Юрий Кублановский, архитектор и создатель музея-усадьбы Владимира Набокова Александр Сёмочкин, известный кинематографист Сергей Мирошниченко, солисты московского театра «Новая опера»…
Их было очень много, всех тех гостей с мировыми именами, которые побывали за прошедшие семь лет на «Встречах». Каждый оставил след в душе, каждый смог рассказать и поведать что-то своё, каждый преобразил культурную ауру Иркутска, тем самым приближая время тех самых красных маков…
I
Нынешие «Литературные вечера» откроются «литературным десантом из Санкт-Петербурга в Иркутск», так называемое путешествие из северной столицы – в столицу Сибири.
И первый день встречи откроет известный писатель из Санкт-Петербурга Михаил Кураев.
Он родился в 1939 году в Ленинграде, в семье инженера. Ребенком пережил блокаду. Окончил искусствоведческое отделение Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Более 25 лет работал на киностудии «Ленфильм». По его сценариям поставлено двенадцать художественных фильмов, в том числе двухсерийный фильм «Сократ» и двенадцатисерийный фильм «Господа присяжные...», двадцатисерийный «Раскол» про Аввакума, патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, боярыню Морозову, фильм «Петя по пути в Царствие Небесное», ставший главным призером последнего Московского международного кинофестиваля.
Литературная известность пришла к Михаилу Кураеву после повести «Капитан Дикштейн», в 1987 году, в которой он обращался к традициям Гоголя и Достоевского. (Та же тема маленького человека, вторжение фантастического в обыденную реальность).
На русском языке издано более двадцати книг Кураева, его сочинения переведены на двенадцать языков.
Автор книг «Зеркало Монтачки», «Ночной дозор», «Маленькая семейная тайна», «Блок-ада» и многих других. Характерный мотив творчества Михаила Кураева - обыкновенные люди на «жерновах» беспощадной истории.
Лауреат Государственной премии РФ 1998 года за книгу «Семейная хроника». Сопредседатель Союза Российских писателей, член Исполкома Русского ПЕН-центра.
Принимал участие во всех «Литературных чтениях русской провинции», основоположником которых в 1996 году был Виктор Петрович Астафьев.
Интересный факт. Прочтя роман Михаила Кураева в 1993 году Астафьев пишет ему письмо, которое наилучшим образом, устами писателя-классика, даёт оценку Михаилу Кураеву. Многие знают, что Виктор Петрович не был слишком расточителен на похвалы своим собратьям по перу, и мог иногда так припечатать иного… Но уж если ему что-то нравилось, говорил об этом автору не скупясь на похвалы, но без цветистой комплиментарности: строго, прямо и просто.
Вот это письмо.
«Уважаемый Михаил Кураев. Отчества не знаю, извините. Дай вам Бог здоровья и сил на многие годы. Это вам благодарность за прекрасное чтение романа «Зеркала Монтачки». Если это новая литература, то она явно лучше старой, имею в виду соцреалистическую. И я за такую новую, хотя новость это чисто внешняя, а внутри все, как у Гоголя и прочих давно работающих товарищей. С восторгом читал весь роман, но пляску Иванова, да и всю свадьбу в 72-й квартире - еще и со слезой умиления. Какие люди, какой народ. Спасибо, что дерьмом не измазали родных нам людей, этаких ни оскорбить, ни унизить нельзя, не пристанет к ним грязь, не может их ничто согнуть, даже неистовство коммунизма. Мой вам поклон из Сибири, из родной деревни Овсянка, где я сижу и тоже ковыряю пером бумагу, пытаюсь успеть написать свой военный роман, - «Прокляты и убиты». 1993-й год. - Поклон Питеру. Надеюсь, что это письмо вас найдет. Астафьев».
А вскоре возникла и длилась десять лет, до самой кончины писателя, большая дружба Кураева и Астафьева.
О дружбе с Виктором Петровичем, о том, какое место сегодня занимает литература в жизни людей, о том, как нам относиться к своему прошлому, в какой стране мы живём и о многом другом поведает на встрече с публикой писатель Михаил Кураев.
II
О любви, радости, боли, поэзии и человеке… И не только о них.
Второй вечер «Литературных встреч» своей программой «Подстрочник памяти» откроет Александр Танков - один из ведущих поэтов современной петербургской школы, давний друг и ученик известного поэта Александра Кушнера.
Александр Танков родился в Ленинграде в 1953 году. В 1970-е был замечен среди поэтов андеграунда, но никогда не пытался в этот самый андеграунд уйти, считая это почти эмиграцией. Его стихи появлялись в самиздате, что говорило об их популярности в «народе», иногда случайно узнавал и о песнях на свои тексты.
Александр Танков – лауреат поэтической премии имени Анны Ахматовой за 2004 год, автор поэтических книг «Имя снега», «На том языке», «Жар и жалость», «Дежурный свет». Стихи Танкова публиковались в журналах «Новый мир», «Знамя», «Звезда», «Нева», «Всемирное слово», «Искусство Ленинграда», «Крещатик», «Другие берега» (Копенгаген), и других.
Его стихи переведены на английский, литовский, словацкий языки.
«У современной поэзии сегодня есть одно замечательное достоинство: по сравнению со всеми остальными искусствами она не востребована, - считает Александр Танков. - Когда-то были придворные поэты, поэты-лауреаты. В средние века в Исландии, например, считалось, что поэзия это самая сильная магия, поэтому поэтам платили огромные деньги. Сейчас этого нет и никто тебя не собирается покупать. Тиражи у поэтических книг такие, что жить на это невозможно, поэтому можно писать то, что ты думаешь…».
Когда известную поэтессу Татьяну Бек попросили что-то сказать о стихах Александра Танкова, она поэтически кратко сказала, что «лирический герой Александра Танкова смертельно болен любовью, встревожен, раним и благодарен миру за все… В его стихах звучит, взволнованно дрожа, абсолютно своя, личная интонация…»
«Я люблю поэзию Танкова, - продолжая мысль, пишет Александр Кушнер, - в стихах он краток и горяч, муза Танкова, при всей пылкости и страстности, зорко видит окружающий мир».
На многочисленных встречах с читателями, где бы они не проводились, будь то Тель-Авив или Париж, Санкт-Петербург или Амстердам, поэту задают сотни вопросов, например, таких:
- Как вы считаете, намечается ли какой-то путь, куда идет русская поэзия в начале века?
«По-моему, туда же, куда и всегда шла. Дай Бог. Появляется и много мусора всякого. Для меня символом такого авангардизма стал мешок мусора, высыпанный на пол в комнате, в Центре Помпиду в Париже. Просто некто высыпал содержимое привокзальной урны на пол в комнате. Такое вот искусство. Причём туда ни в коем случае нельзя входить, в эту комнату, только смотреть через стеклянную дверь, потому что, не дай бог, ты сдвинешь какой-то билетик или какую-то бумажку.
А настоящая поэзия как была, так она и идет, в том самом направлении, куда она всегда шла. То есть к сотворению мира».
- А как вы считаете, современная поэзия как-то отражает то, что происходит в мире или она живет своей жизнью?
«Поэзия в каком-то смысле, это зеркало. То, что происходит, то она и отражает. Будет другой мир, будет другая поэзия».
- Дает ли она в руки читателю хлеб или дает камень? Сейчас у вас какое ощущение?
«Настоящая поэзия дает воздух, потому что без нее дышать нечем. Она нам дает выход из жизни во что-то большее, чем жизнь, благодаря ей можно существовать и не думать о том, что все смертны. Поэзия - часть жизни, один из способов её познания, познания Бога, способ познания самого себя…
Залитый холодным ртутным светом
Хрупкий снег и черен, и лилов.
Я хотел бы написать об этом,
Только, разумеется, без слов.
Потому что слово так нечестно —
Если можешь, лучше промолчи.
Потому что сердцу слишком тесно
В залитой сиянием ночи».
III
На Мойке, близ Конюшенного мосту...
«Дорогой отец, прежде всего – вот мой адрес: на Мойке, близ Конюшенного мосту в доме княгини Волконской»,– так начинал А. С. Пушкин письмо к отцу в октябре 1836 года. Поэт никогда не имел в Петербурге своего собственного дома, обычно снимал квартиры.
Квартира на Мойке, 12, в которой Пушкин с семьей поселился 12 сентября 1836 года, стала последней в его жизни. Поэт предполагал прожить здесь не меньше двух лет, но 27 января 1837 года вечером по Петербургу мгновенно разнеслась скорбная весть о том, что Пушкин стрелялся на дуэли и тяжело ранен. 29 января поэт умер.
Последняя квартира А. С. Пушкина на Мойке, 12 связана в национальном сознании не только с великой трагедией – смертью поэта, но и с утверждением его поэтического бессмертия. Известны слова Анны Ахматовой о его последней квартире: «...Его дом стал святыней для его Родины…».
Именно об этом музее Санкт-Петербурга, что на Набережной реки Мойки, № 12, ставшим святым для любого культурного просвещённого человека, о том, как он создавался, формировался, как становился большим и значительным комплексом уникального культурно-просветительского учреждения и куда постепенно вошли пушкинские музеи Петербурга и Царского Села, мемориальный Музей-Лицей и мемориальный Музей-дача А. С. Пушкина в г. Пушкине, а также мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова (Литейный пр., 36) и создаваемый «Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени» (наб. р. Фонтанки, 118) – обо всём этом участники предстоящих «Литературных встреч» узнают от его директора, открывающего третий день «Вечеров», Сергея Некрасова. С января 1988 года, т.е. 25 лет, он возглавляет этот знаменитый музей - Всероссийский музей А.С. Пушкина.
Он родился в 1947 году в Царском Селе (г. Пушкин). Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Кандидат исторических наук. Доктор культурологии, профессор. Вся его жизнь связана с музейным делом.
Перечисление наград и членство Сергея Некрасова в многочисленных президиумах российских и Международных Советах музеев, займёт, пожалуй, целую страницу. Поэтому опустим это перечисление, а назовём только некоторые написанные им книги: «Российская академия», «Завещанная память», «Сквозь жар души, сквозь хлад ума», «Апостол добра», «Близ вод, сиявших в тишине», «Лицей после Лицея», «Пушкинские музеи России как явление культуры», а также многочисленные статьи по проблемам музееведения, истории русской культуры и общественной мысли 18-ого и начала 19 веков.
Им написано множество сценариев научно-популярных и художественно-публицистических телефильмов: «Предел благословенный», «Да здравствует Лицей!», «Гавриил Державин», «Благородный книжник», «Мой прапрадед – Пушкин», «Бог помочь вам, друзья мои», «Машка, Сашка, Гришка, Наташка», «На Мойке, близ Конюшенного мосту» и другие.
Указом президента России Сергей Некрасов награжден медалью Пушкина, которой он дорожит больше всех иных наград.
«Я начинал свою работу в должности директора Музея А.С. Пушкина 25 лет назад, когда еще была такая страна как Советский Союз. Тогда только что было отмечено очередное событие, связанное с Пушкиным – 150 лет со дня гибели поэта. Тираж его сочинений тогда превысил миллион – такого никогда не было и уже, наверное, не будет. Шёл 1988 год. На этом пике я пришел работать сюда. И каждое утро, когда я приходил, была гигантская очередь из тех, кто хотел купить билет в наш музей. И где-то часа через два, когда в кассе кончались билеты и попасть было невозможно, начиналось паломничество в мою приемную, каждый доказывал, что приехал издалека только на один день; другой, первый раз в жизни, может быть - единственный, кто-то прилетел с Дальнего Востока или Сибири, и ему обязательно надо попасть в музей и т.д. И так было до 1991 года, потом резко все оборвалось, потому что всё изменилось, и вся страна изменилась, людям нужно было задумываться - как выжить, поэтому тот огромный поток туристов, который у нас был, прекратился. И только спустя примерно 7-8 лет, в канун 200-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина в 1999 году, вот эта пушкинская тропа становилась все более и более тесной. Хотя, даже в годы двухсотлетия, поток посетителей не был таким, как до 1991 года…
Я очень люблю рассказывать посетителям о том, какие богатства мы здесь храним, рассказывать о людях, которые здесь жили, будь то Пушкин, Державин, или, скажем, Некрасов, музей которого у нас тоже есть на Литейном, 36. Больше всего люблю в этих рассказах поведать о том, о чем обычно не говорят, или вдруг о какой-то неожиданности, которая связана с нашей научной работой».
Так что, уважаемые зрители, встреча с Сергеем Некрасовым будет, несомненно, интересной и увлекательной, припасайте свои вопросы и приходите, а уж он обязательно расскажет о новых музейных проектах, о недавних открытиях с «пушкинским» рисунком, о какой-то случившейся неожиданности в музее или во время экскурсии… Он обещал.
Литературные вечера-2011. Валентин Курбатов. Открытие выставки художника Юрия | Литературные вечера-2011. Сергей Мирошниченко и съемочная группа документального фильма «Река жизни», посвященного поездке по Ангаре Валентина Распутина
|
«Литературные вечера» собирают в зале драматического театра умнейших людей своего времени, и также, как нас притягивают и собирают в свой круг книги Пушкина и Чехова, Астафьева и Распутина, в которых каждый писатель оставляет частичку своего сердца, так же впредь в зале театра Охлопкова «Литературные вечера» будут собирать на свой яркий огонь сердца всех тех, кому дорога русская литература, отечественное слово и его культура.