Будь в курсе
событий театра

Вот такие они, характеры!

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

На охлопковской сцене — снова рассказы Шукшина

Почему интерес к такому писателю, как Василий Макарович Шукшин, не иссякает, вы не задумывались? Почему его чудаки и чудики, скандалисты и тихони, старики и совсем еще молодые люди так человечны, так понятны в своих надеждах и радостях, обидах и мечтах, тревогах и устремлениях? Почему их горе, их неприятности, их казусы так цепляют, так задевают за живое, что им искренне сочувствуешь, даже если они немножко смешны?

Стоит ли удивляться, что шукшинские рассказы, поставленные когда-то на сцене Иркутского драматического театра (тогда он еще не был титулован как академический), в 1974 году, объединенные в одну общую композицию и названные «Характеры», — стоит ли удивляться, что этот спектакль, теперь уже в постановке заслуженного артиста России Геннадия Гущина, вернулся на театральные подмостки?

Вернулся… чтобы и нас вернуть немножко назад, во времена колхозов и колхозников, председателей каких-то комитетов и представителей каких-то райкомов. Окунуть в тот быт и в те отношения, что были понятны нам тогда не более, чем сейчас. Почему, скажем, какой-то товарищеский суд должен был «судить» симпатичного парня Веню Зябликова только за то, что он запер и даже заколотил гвоздем в деревянной избушке туалета (это когда «все удобства» на улице) свою вредную тещу, которая на его, Венины, деньги купила себе еще одну шубу? А ведь он-то эти деньги приберегал, копил, чтобы купить себе баян! Не в пивнушке пропить. Тем не менее злобной теще даже в голову не приходит, что она таким образом присвоила чужие денежки, потратила их на себя — и отнюдь не на кусок хлеба…

Можно спорить, правомерно ли заслуженная артистка России Татьяна Двинская, играю эту героиню, предельно сгущает краски. Она вопит на Веню и срывается чуть ли не на визг, так что порой ее воплей даже не разобрать. Она ослеплена неприязнью. И все-таки: перебарщивает она со стервозностью своей героини или такие тоже бывают?

Мне как зрителю и читателю Шукшина кажется, что Елизавета Васильевна могла быть не столь громогласной и скандальной особой, похитрее и потише, ведь в ее интересах было произвести на участников этого суда впечатление обиженной, но не обидчицы. Эдакий волк в овечьей шкуре. Но — актриса эту «шкуру» сбрасывает быстро. В результате интрига проясняется сразу – Веня Зябликов, конечно, вызывает симпатию и зрителей, и односельчан, и даже приехавший на суд представитель райкома, который дольше всех пытался держать сторону «обиженной», не вынес ее криков.

Вообще, как вы помните, спектакль состоит из разных жизненных ситуаций с разными участниками, что соответствует соединению в один сценарий нескольких рассказов Шукшина. В каждой истории — свои заморочки. Вот апофеоз жадности: простоватый сосед Иван (заслуженный артист России Николай Дубаков), у которого прохудилась баня, и прижимистый хозяин другой, крепкой бани (заслуженный артист России Геннадий Гущин). Чего, казалось бы, проще — ну нет своей — помойся у меня. Однако Хозяин устраивает такое… Читает мораль, корит, упрекает в лени и нерадивости, припоминает сына, ворующего у него морковку с грядки, — словом, простодушный немытый сосед в досаде и с обидой уносит ноги, а зритель думает: да уж, поистине, надо так давать, чтобы можно было взять, как говорит пословица. И каждый наверняка припомнит нечто подобное в своей жизни… Артисты — блестящи, каждый в своем роде.

А вот как аукнулась война в истории с завхозом Ефимом Пьяных (заслуженный артист России Игорь Чирва), который очень печется о своем авторитете. Дело в том, что осколок засел у него в самом интересном мягком месте. И как ни мучается завхоз Ефим от того, что осколок у него «пошел», а к врачу идти гордость не позволяет. Или собственное достоинство. Демонстрировать ему, нет, ей, женщине (!), это самое место? А как же его статус? Да на него все пальцем показывать будут! Нет, уж лучше пусть так…

Мучается герой Чирвы, мучает всех вокруг себя… Зритель только не мучается — хохочет. Комический дар артиста развернулся в этом не столь уж продолжительном эпизоде во всей своей уморительности.

Так можно пройтись по всем сюжетам спектакля — «Билетик на второй сеанс», «Космос и шмат сала», «Думы», «Микроскоп». Не сказать, что все одинаково смешны и равно увлекательны. Возможно, постановочная группа и не ставила себе такой цели — смешить публику, все-таки это не цирк, а театр. И все же есть сцены, когда интерес публики несколько спадает, гаснет, несмотря на то, что артисты играют опытные.

Наиболее кульминационным оказывается во втором отделении спектакля рассказ «Микроскоп». Заняты здесь заслуженные артисты России Владимир Орехов и Елена Мазуренко (столяр Андрей Ерин и его жена Зоя), Олег Матэрн играет их сына Петьку, Анатолий Лацвиев — Сергея Куликова. Вся суть эпизода – в том, что любознательный столяр, зажав от жены часть получки, покупает домой микроскоп, а чтобы жена не ворчала, сообщает, что деньги потерял, а прибором его премировали за хорошую работу. Ситуация разворачивается опять же достаточно комично, что приводит публику снова в восторг.

Эпизод «Даешь сердце!» — звучит как кода завершающемуся спектаклю. И дело не только в том, что врачи научились пересаживать сердце, а в том, что к финалу восторжествовала-таки справедливость, она же — сердечность, человечность: жители села, которые уважали сквозного героя Веню Зябликова как парня самостоятельного, работящего, порядочного, вопреки напору зловредной тещи и сомнениям Представителя райкома, оправдали этого самого Веню. С чем в конце концов согласился и партийный товарищ, кстати исполненный артистом Евгением Солонинкиным вполне убедительно.

А что касается сердца (читай — сердечности), которое победило нахальные притязания Вениной тещи, то это тоже радует. Оно, конечно, товарищеский суд разбирал не уголовное дело, и все же будь теща поумнее, она ведь могла и выиграть дело. Колхозы создавала, трудодни зарабатывала… Это для тех времен — аргументы. Однако победило — сердце!

И ты покидаешь зрительный зал с каким-то хорошим чувством встречи с простыми человеческими судьбами, вызывающими общий позитивный настрой. «Русский народ за свою историю отобрал… такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай всего этого за понюх табаку». Не зря эти слова Василия Шукшина вынесены в эпиграф к спектаклю. Они ориентируют зрителя не на героические подвиги и не на глобальные события — жизнь иногда интересна и в самых незамысловатых проявлениях. Тем более что ценности были и остаются неразменными.

Фото Анатолия Бызова

Автор: 
Любовь Сухаревская
05.04.2012