Будь в курсе
событий театра

Воронка страстей человеческих

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Самый автобиографичный роман Федора Достоевского «Игрок» поставил в иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова режиссер Геннадий Шапошников. И это уже не первое обращение театра к теме игорной страсти.

 
 
Ранее на Другой сцене молодой режиссер Дмитрий Акимов поставил «Игроков» Николая Гоголя. Кстати, в «Игроке» Достоевского он исполнил роль крупье, который с помощью грима практически превратился в мифологическую фигуру карточного Джокера. Значимость образа подчеркивает не только грим, но и место его героя на сцене, вернее, над сценой – на балконе, оттуда он не только управляет игрой, но и имеет судьбоносное значение в жизни героев.
 
Сценография спектакля, созданная художником Александром Плинтом, выстроена в форме спирали, которая символизирует рулетку. Шар, размером с мяч, брошенный Джокером с балкончика над сценой в проволочный туннель, движется по кругу и падает на сцену. В форме спирали выполнен и подиум, который поднимается вверх, где находится комната главного героя романа – скромного учителя Алексея Ивановича (его роль исполнил Василий Конев).
 
Спектакль начинается с воспоминаний жены писателя стенографистки Анны Сниткиной (Виктория Инадворская), которые восходят к моменту ее знакомства с Федором Достоевским. Именно тогда он начал диктовать ей свой роман «Игрок» – пронзительный и психологичный, как и все произведения писателя. Кстати, нельзя забывать, что писатель сам был игроком и не понаслышке знал, как затягивает эта пагубная страсть.
 
Сам роман Федор Достоевский написал, чтобы отдать долги после проигрыша в 1863 году в Баден-Бадене, где он за несколько дней промотал собственную наличность и деньги своей подруги Полины Сусловой, которая, кстати, стала прототипом Полины в «Игроке». Можно предположить, что режиссер ввел Анну Сниткину в спектакль не только для того, чтобы она переводила французскую и английскую речь, которой изобилует постановка, но и чтобы подтолкнуть зрителей к размышлению о роли любимой женщины в судьбе героя. Ведь если в романе Алексей Иванович становится опустившимся игроком и попадает в долговую тюрьму, то сам Достоевский благодаря Анне Сниткиной навсегда расстается с азартными играми.
 
В спектакле же, как и в произведении, страсть к игре берет верх над любовью к женщине. Возможно, потому что чувство к Полине (Анастасия Пушилина) было для главного героя тоже сродни мании. Актриса создает на сцене образ непредсказуемой, с затаенной болью в глазах, роковой женщины. Она все время заставляет героя думать, что она влюблена во француза Де Грие (Степан Догадин), зло шутит, занижая его и без того уязвленное постоянным безденежьем чувство собственного достоинства. Позднее мы узнаем, что Полина и сама несчастна: ее отчим генерал (заслуженный артист РФ Александр Булдаков) живет в долгах и страстно хочет жениться на женщине легкомысленного поведения мадмуазель Бланш (Татьяна Буйлова), а судьба двух малолетних детей от первого брака его мало волнует. При этом генерал ждет смерти своей тещи Антониды Васильевны, роль которой блестяще исполняет народная артистка РФ Наталья Королева. Лихо рассекая на инвалидной коляске, она приезжает в Рулеттенбург, вымышленный немецкий город, где остановилось семейство, доказывая, что она живее всех живых. Более того, она тут же проигрывает целое состояние, а потом уезжает в глубокой скорби.
 
Главный же герой выигрывает огромные деньги, которые отдает Полине, чтобы спасти ее от долгов. Та же с негодованием их отвергает. Алексей Иванович понимает, что выигрыш не принес расположения любимой женщины и не вернул оскорбленного достоинства. Его словно охватывает равнодушие, и он проматывает деньги с мадемуазель Бланш, все глубже погружаясь в игру, удивляясь, как его могла волновать Полина.
 
В финале мы видим, что главный герой стал совсем опустившимся человеком, даже сидел в тюрьме за долги. Более того, мы узнаем от его знакомого англичанина мистера Астлея (Александр Дулов), что Полина все-таки его любила. В ответ на эту новость герой затыкает уши, понимая, что партия его жизни проиграна. Спектакль подталкивает зрителя к размышлениям о загадочной русской душе и о том, как могут погубить человека «легкие деньги», к которым он обычно так стремится.
Автор: 
Елена Орлова
21.06.2012