Будь в курсе
событий театра

Во власти вечных чувств

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Фестиваль современной драматургии имени Вампилова в этом году начался со спектакля Санкт-Петербургского академического малого драматического театра, Театра Европы «Братья и сёстры», поставленного режиссёром Львом Додиным по сценической дилогии писателя Фёдора Абрамова. Оговоримся сразу: он вызвал споры, зрительское разночтение. Объяснил непонимание многих моментов спектакля один из молодых зрителей: «Я никогда не голодал. Сегодня трудно представить, что буханку хлеба, как лакомство, можно делить на множество частей».
 

Признаться,  поколению, которое много старше современных молодых людей, рождённому, когда послевоенный голод отступил, тоже трудно представить, что их матери добывали этот хлеб ценой риска для жизни. Со временем мы забываем лишения, бесправие народа, вышедшего победителем в великой войне. Сегодня нам подавай сценически адаптированные версии лихолетья, оправданные необходимостью восстановления страны. В спектакле Додина это время показано народной трагедией.
 

Спектакль идёт на сцене театра двадцать пять лет, он стал классической страницей истории советской драматургии. «Братья и сёстры» вошли в антологию ста лучших спектаклей мира ХХ века. Иркутянам представилась возможность не узнавать о нём по отзывам на пожелтевших страницах газет – они могли видеть сценическую версию дилогии Фёдора Абрамова собственными глазами. В середине 80-х годов театр стремился рассказать о времени тридцатипятилетней давности, пронзившем сердца постановщиков обжигающей правдой жизни.
 

В войну было тяжело, но каждый знал, что голодает, терпит лишения во имя Победы. Но как можно было понять, что и после войны необходимо  испытывать тот же голод и непосильный труд. До единого зёрнышка отправлялся хлеб с Севера строителям восстанавливающейся страны. О белой душистой буханке хлеба мечтали герои спектакля сразу после войны и спустя многие годы, а малые ребятишки как ходили босиком, так и подросшими не знали, что такое настоящие ботинки.
 

Второй раз Фёдор Абрамов был представлен на фестивале театральным объединением «Провинция» из города Москвы. Спектакль составлен из четырёх рассказов писателя: «Старухи», «Материнское сердце», «Из колена Аввакумова», «Бабилей», – инсценированных и поставленных режиссёром Александром Ерохиным.  Как и петербуржцы, актёры «Провинции» ездили в деревню Веркало Архангельской области, чтобы познакомиться со старухами – героинями рассказов Абрамова, услышать их говор,  записать протяжные, резкие и в то же время мелодичные песни русского Севера. На следующий год актёры вновь поехали на родину писателя, где с горечью узнали, что их героини ушли в мир иной.
 

Фестивальная афиша включала спектакли, поставленные по инсценированным произведениям писателей ХХ века. Иркутяне смотрели «Последний срок» Валентина Распутина, представленный Иркутским академическим театром и муниципальным драматическим театром из Братска, «Вдовий пароход», поставленный режиссёром Валентином Зверовщиковым в Камчатском театре драмы и комедии по инсценированной повести Ирины Грековой. Кемеровский театр для детей и молодёжи показал сценическую версию повести Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря», Московский драматический театр имени Ермоловой привёз комедию «Исповедь начинающего», составленную из ранних произведений драматурга, именем которого назван Иркутский фестиваль – Александра Вампилова.
 

Спектакли, которые шли на основной и камерной сценах, были посвящены «жизни человеческого духа». Чего стоил «Вдовий пароход», поставленный Камчатским театром драмы и комедии. Режиссёр Валентин Зверовщиков вспомнил повесть Ирины Грековой, переведённую её сыном Павлом Лунгиным в пьесу о военном житье-бытье в коммуналке, где собрались вдовы разного происхождения, образования, жизненных принципов. Как вспоминаются эти коммуналки, ушедшие в прошлое вместе с послевоенной обездоленностью!
 

Окуджавское «Ах, война, что ты, подлая, сделала...» стало лейтмотивом жизни многих вдов, научившихся принимать чужую боль как собственную. У Миши Громова была мать, но он стал сыном каждой жилички большой коммунальной квартиры. С детства он помнит их характеры, ругань в общей кухне, боль, которую они причиняли друг другу. Поминки по матери сын хотел превратить в обвинение в эгоизме соседок, но понял главное: все вместе они были одной семьёй.
 

О спектакле Иркутского академического драматического театра «Последний срок», поставленном по повести Валентина Распутина режиссёром Геннадием Шапошниковым, наша газета писала. О спектакле Братского драматического театра необходимо сказать отдельно. Не потому, что  он вызвал резкий душевный протест, хочется выразить удивление от трактовки произведения Распутина.
 

Режиссёр Олег Кравце, понимая, что современные зрители отдают предпочтение комедиям, решил совместить несовместимое: сюжет, в котором старуха Анна проживает на земле последний срок, он расцветил придуманными комедийными ситуациями. Зрители смеются, когда Михаил, перепутав комнаты, пугает сонную сестру, смешно, когда подвыпившие мужички, чтобы выманить у женщин бутылку,  начинают танцевать с ними кадриль. При этом кровать умирающей матери стоит рядом, она здесь, не ушедшая в мир иной только потому, что ей хотелось в последний раз взглянуть на  детей, попрощаться с ними, сказать последние, самые важные слова. Создавалось впечатление, что главной героиней спектакля стала водка, помутившая разум детей, залившая глаза бесстыдством. Оказывается, и так можно прочитать повесть о жизни и смерти, о милосердии, ниспосланном людям свыше.
 

Энергией молодого задора «подпитали» иркутских зрителей студенты четвёртого курса Ярославского театрального института, показавшие спектакль по пьесе Александра Володина «Дульсинея Тобосская». Его художественная ценность в той влюблённости, с какой будущие актёры относятся к своей профессии и драматургическому материалу, повествующему о Дон Кихоте, принявшем разбитную девчонку за гордую даму. Постановщик спектакля – мастер курса, заслуженный деятель искусств РФ профессор Кузин – научил студентов, а вслед за ними и зрителей верить в чудо любви, в то превращение, которое может произойти с каждым, кто наполняет своё сердце высокими чувствами.
 

Новосибирский драматический театр «На левом берегу», пожалуй, единственный коллектив, который привёз на фестиваль пьесу современного автора – Алексея Слаповского «Не такой, как все». Спектакль получился негромкий, но задушевный и очень искренний. В современных мегаполисах,  в которых выживают, кто как может, трудно найти  родственную душу, свою половинку. Проще уйти в мир книг, жить чувствами их героев, проживать ситуации, в которых оказываются литературные персонажи. Как не принять такого книгочея за сумасшедшего, за человека, который добровольно отгородил себя от реальной жизни.
 

На фестивале, как и в предыдущие годы, были спектакли, поставленные по пьесам Александра Вампилова. Чем дальше мы уходим от времени, в котором они были написаны, тем отчётливее проступают вечные темы: разрозненность людей,  стремление выживать любыми способами и непроходящее стремление к любви и добру — чувствам, без которых скудеет человек, опустошается его душа.
 

«Утиную охоту» показал Государственный академический русский театр для детей и юношества из Алматы. Поставил этот спектакль и сыграл в нём роль Зилова выпускник Иркутского театрального училища, заслуженный артист Республики Казахстан Дмитрий Скирта. Чрезвычайно трудную роль он играет жёстко, не стремится наделить Зилова обаянием, присущим другим исполнителям этой роли. И всё-таки герой Скирты вызывает сочувствие: душевные муки и терзания у него подлинные. Интересен финал спектакля. Зилов всё-таки отправляется на охоту, садится в лодку, быстро скрывающуюся за сценой. Раздаётся выстрел. Возможно, он научился стрелять в уток, а может быть, убил себя? Открытый финал, предусмотренный автором, остаётся открытым и в работе Алматинского театра.  
 

Спектакль Тюменского драматического театра «Прошлым летом в Чулимске» в очередной раз напомнил о ценности человеческой жизни, о порядке вещей, который соблюдает Валентина, пытающаяся каждый день чинить палисадник. Вновь было приятно видеть в роли Шаманова выпускника нашего театрального училища Сергея Оленберга, который несколько лет назад на фестивале в спектакле «Утиная охота» Омского ТЮЗа  создавал образ Зилова.
 

Тихий Чулимск словно проснулся, когда в него приехал разочарованный, уставший от жизни Шаманов. Таких, как он, никогда не видела ни Валентина, почувствовавшая его боль, ни Кашкина, местная дива. Конечно, Шаманов потянется к взрослой женщине, не требующей заверений в постоянстве отношений, пробуждения серьёзных чувств. Валентина – ребёнок, стремящийся своими поступками исправить дикие нравы провинциального городка, в котором бушуют шекспировские страсти, где непроявленная любовь витает в воздухе, как дурманящий запах цветущей черёмухи.
 

Московский театр имени Ермоловой, постоянный участник иркутского фестиваля, привёз спектакль, сочинённый народным артистом СССР Владимиром Андреевым по ранним произведениям Александра Вампилова. Из одноактной пьесы «Дом окнами в поле», неоконченной «Несравненный Наконечников», высказываний в «Записных книжках» постановщик выводит формулу творчества, над которой задумывался Вампилов, стремился выразить словами то, что бередило душу, заставляло учащённо биться сердце.
 

Спектакль «Исповедь начинающего» ретроспективно уводит зрителей во времена, когда Вампилов только начинал сочинять свои пьесы, удивляясь, как из диалогов рождается целост-ная картина мира. Драматург ещё не знал, что напишет «Утиную охоту», «Прошлым летом в Чулимске», он думал о ситуации, в которой двум любящим сердцам бывает  трудно объясниться. Вампилов стал студентом государственного университета, по его окончании остался жить и работать в областном центре, а сердце всё ещё принадлежало родному Кутулику, где прошло детство, где рос и учился в школе.
 

Социальные проблемы в начале творческого пути Вампилова волновали меньше всего.  В пьесе «Дом окнами в поле» молодой автор показывал вариации на тему любви, притяжение сердец и робость, которая мешает проявлению чувств. Театр в начале XXI века оказался смелее драматурга, он находит для влюблённых героев сценические решения, которые позволяют им остаться вместе.
 

Учитель из «Дома окнами в поле» и станет прообразом молодого драматурга, который  в спектакле будет появляться в моментах, когда речь заходит о творчестве. Графоманом от литературы становится в спектакле Наконечников, который, наслушавшись успешного эстрадного певца, выбрал самый «лёгкий» путь в литературе – драматургию. Что может быть проще: написать имя героя, поставить точку, а далее заставить произнести какую-нибудь незначительную фразу. Так Наконечников начинает творить...
 

Андреев милосерден: в герое, над которым посмеивался драматург, он увидел писателя, пусть не великого, но умеющего сочинять бойкие фразы, похожие на афоризмы. Эти фразы постановщик взял из «Записных книжек» Вампилова, опубликованных после его гибели. Трудно сказать, согласился бы драматург на публикацию своих коротких наблюдений за товарищами по литературе, юношеских замечаний по поводу увиденных ситуаций или нет. Не каждое высказывание, произнесённое со сцены, имеет литературную ценность, но все они обнародованы, их можно прочесть, а значит, в качестве рефрена поместить в спектакль.
 

На фестивале, длившемся семь дней, было показано пятнадцать спектаклей театров, география которых простирается от Санкт-Петербурга и Крыма до Петропавловска-Камчатского.  Потрясения на нём вызвали работы, в основе которых проза ХХ века. Валентин Распутин, Фёдор Абрамов, Чингиз Айтматов давно стали классиками русской литературы, их произведения будут звучать современно, пока жив человек, пока в его сердце остаются милосердие, добро, любовь – вечные чувства, возвышающие род людской.

Автор: 
Светлана Жартун
29.09.2009