Будь в курсе
событий театра

Вначале было слово…

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Наверное, мы всё-таки счастливые люди. За те годы, начиная с 2007-го, в течение которых проходили литературные вечера «Этим летом в Иркутске», мы имели радость общения со многими интересными, прославленными людьми литературы и искусства. Люди постепенно привыкли к тому, что ежегодно в начале лета на главном фасаде здания драматического театра появляется растяжка с яркими сибирскими цветами, жарками, и датой начала литературных вечеров, на которые приезжают писатели и поэты, художники и драматурги, проникновенные мастера пера и слова. Всякий раз это становится событием. От завсегдатаев я даже услышала фразу: «Теперь лето для меня начинается с литературных вечеров.
 

Когда-то задуманная с лёгкой руки литературоведа Валентина Курбатова идея с радостью была поддержана директором театра Анатолием Стрельцовым и одобрена министерством культуры. Валентин Распутин о ней отозвался так: «Счастливая рука у Курбатова. Он что ни воткнёт в едва разрыхлённую «литературную почву» – непременно вымахает «овощ» на загляденье».
 

Всё так и вышло. Но только с годами из «овоща» появилось деревце, глубоко и прочно пустило корни, укрепилось, превратясь в мощное древо с большой и тенистой кроной, под сенью которого и собираются все любители и профессионалы русской литературы, поэзии и отечественного слова.
 

В этом году встречи проходили с 14 по 16 июня, и было заметно, как от вечера к вечеру зал охлопковского театра наполнялся всё более и более. К завершающему дню невозможно было найти ни одного пустующего места, а зрители всё подходили. Одна опоздавшая дама просила, обращаясь к билетёру: «Да посадите же меня хоть куда-нибудь!»
 

Все три вечера, как и было задумано, прошли совершенно не похожими друг на друга, хотя все три гостя прибыли к нам из Санкт-Петербурга. Прошли не похожими не только потому, что были разными их авторы: писатель Михаил Кураев, поэт Александр Танков и директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов. Просто каждый вдохнул в общение свою атмосферу, внёс свою самобытность и неповторимую индивидуальность.
 

Михаил Кураев, писатель и кинодраматург, рассказал зрителям историю о том, как, занимаясь в архивах личным делом отца, начальника строительства под Кандалакшей, случайно наткнулся на «Дело Алдымова», арестованного в 1937-м сотрудниками НКВД, которому вменялся шпионаж, агитация против колхозов среди малочисленного народа – саамов, а также захват им с помощью тех же саамов территории от Кольского полуострова до Урала и свержение Советской власти. Сейчас это всё кажется абсурдом, потому что и сами представители этого небольшого народа, численность которого составляет всего около 2 тысяч человек, не то что захватить чужое – своё готовы отдать, потому что им, детям тундры и снегов, чужда сама мысль о каком-либо захвате, вероломстве, обмане, предательстве.

 

«Вся эта история чрезвычайно взволновала и потрясла меня, я стал ею заниматься и писал эту повесть шесть лет. Её опубликовали. А совсем недавно получил письмо из Мурманска от председательницы саамского парламента! Есть и такой. Читали мою повесть. Благодарят. Для них прототип моего героя Алдымова – это пример стойкости, человеческой порядочности и мужества. Они его помнят и чтут. Такое письмо оправдывает все годы моей работы над повестью».
 

А ещё зрителям было интересно услышать от Михаила Кураева, прослужившего 28 лет в должности редактора на киностудии «Ленфильм», о его работах, в частности и над киносценарием к фильму Николая Досталя «Петя по дороге в царствие небесное», который на 31-м Международном московском кинофестивале получил главный приз.
 

«Этот фильм о способности сохранять милосердие и сочувствие к людям. Наверное, это тема всех моих произведений – не дать человеку оскотиниться, не превратиться в животное существо, сохранить в себе человека. Когда мэтра режиссуры Григория Козинцева просили рассказать о его лучшем фильме, «Гамлете», он, смеясь, отвечал: «А что тут рассказывать, это моя агитка за человечность».
 

Я дважды видел ваш распутинский «Последний срок». Очень глубокий спектакль. Он ведь тоже про человечность, про то, чтобы люди оставались людьми. Любовь к земле и к своим детям старухи Анны – вот её жизненная философия, вот её духовный стержень, глубинный корень, который держит на земле человека и не даёт разрушить всё самое лучшее в нём».
 

Поэтам свойственно вдыхать в жизнь красоту…
 

Все поэты, как и положено поэтам, не от мира сего. В этом их очарование, непохожесть на нас, самобытность. Их открытость, ранимость, незащищённость перед миром очевидны. Они обладают иным зрением, мироощущением, слухом, иной «температурой тела и души». Такую откровенность, такую беспощадность, которую мы слышим у поэтов, трудно представить.
 

Поэты отражают судьбы страны, чувства людей, берут на себя их груз и боль. Они говорят с нами своим особым слогом. Именно таким слогом: мудрым, изящным, тонким, сердечным, бережным и, я бы сказала, утончённо-интеллигентным – говорил со своими слушателями на втором «Литературном вечере» удивительный петербургский поэт Александр Танков. Его музыка стиха исповедальна, не громка, не напориста. Она берёт в плен обезоруживающей искренностью, теплотой, доверчивостью, каким-то внутренним светом, правдой и душевной чистотой.
 

Он вышел и читал свои стихи, а воображение рисовало, извлекая из ритма и слога, целые картины: толпы изгнанных евреев, их плач и стон, стада лошадей, топки Освенцима, одиноко падающий лист, коробку с детскими игрушками, безносого инвалида, огни в ночной степи, ледяные звёзды, смуглую луну, поздние зимние астры, еврея в простреленном пальто; я слышала хруст снега и видела отблески керосиновой лампы и ночного моря. Всё это было в его стихах и образно, зримо вставало перед глазами. Зал тихо дышал, замирал, заинтересованно слушал, поглощённый поэтическими ритмами. И было лишним объяснять, зачем человеку поэзия, если поэт обращается лично к каждому, к его сердцу,пробуждая в человеке то лучшее, что в нём есть.
 

«Спасительная сень…»
 

Заключительный вечер прошёл под знаком великого Пушкина. А хозяином вечера стал блистательный рассказчик, директор Всероссийского музея А.С. Пушкина, что находится в Санкт-Петербурге на Мойке, 12, Сергей Некрасов. Слушать его рассказы одно удовольствие, и нет ни одного вопроса, понятия, явления, связанного с именем поэта, о котором он бы не мог рассказать. Он знает и изучил всю его жизнь, наверное, вплоть до каждого прожитого поэтом дня. Его называют настоящим подвижником, истинным служителем памяти поэта.
 

Владимир Путин, высоко ценя заслуги Сергея Некрасова как крупного и авторитетного организатора музейного дела Санкт-Петербурга, прислал ему на 60-летие телеграмму:

«…Вы – талантливый и увлечённый своим делом человек, учёный, обладающий поистине энциклопедическими знаниями. Большая просветительская работа, которую Вы неустанно ведёте, – это реальный вклад в сохранение культурного наследия России, увековечение памяти нашего выдающегося соотечественника – Александра Сергеевича Пушкина…»
 

Действительно, Сергей Некрасов рассказывает о жизни поэта так, будто только что виделся с ним и сидел за одним столом за чашкой чая, обсуждая последние новости. Так рассказывать – это великий талант, и он им владееет.
 

Дело неблагодарное – передавать своими словами все те истории, которые поведал нам на «Литературных вечерах» директор пушкинского музея. Кто не был на этой встрече, тот очень пожалел.
 

Кстати, для тех, кто не попал. Уезжая, Сергей Михайлович приглашал к себе в гости, в музей. Адрес, говорит, знаете.
 

Литературные встречи завершились. Но в памяти ещё звучат голоса – голоса наших друзей. Ведь все, кто приезжает к нам, становятся нашими друзьями, друзьями охлопковцев, Иркутска, Сибири и обязательно возвращаются вновь, потому что оставляют здесь частицу души. На следующий год во второй раз обещал приехать потомок Льва Толстого, удивительный рассказчик, директор музея «Ясная Поляна», а ныне советник президента по культуре Владимир Толстой.
 

И вновь ровно через год литературные вечера соберут на свой ясный огонь сердца всех тех, кому дорога русская литература, отечественное слово и культура.
 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Лора Тирон
24.06.2013