Будь в курсе
событий театра

Властитель, сильный своей добротой

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Пьеса «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого, которая легла в основу одноименного спектакля Иркутского академического театра, не случайно получила имя последнего царя из рода Рюриковичей. Царь Федор Иоаннович стал тем человеком, который словно оказался меж двух огней враждующих кланов, который хотел «всех согласить, всё сгладить» и который стал причиной ряда бедствий, разразившихся над страной на долгие годы.
 
Как известно, образ царя Федора в летописях Николая Карамзина был довольно скудно обозначен: для него он был лишь «жалким венценосцем». Толстой же был иного мнения относительно личности Федора I, поэтому решил создать свой, так сказать, оригинальный образ. Работая над произведением, в одном из своих писем Алексей Константинович писал: «Это очень интересный характер по своей пассивности или слабости, которая именно и рождает катастрофу». А после в рекомендациях к постановке трагедии указывал: «...я позволил себе изобразить Федора не просто слабодушным постником, но человеком, наделенным от природы самыми высокими душевными качествами, при недостаточной остроте ума и совершенном отсутствии воли... Доброта Федора выходит из обыкновенных границ... Великодушие Федора не имеет пределов. Личных обид для него не существует, но всякая обида, нанесенная другому, способна вывести его из обычной кротости...»
 
Обрисовывая характер царя Федора, Толстой наделил его совершенно иными, непохожими на истинного государственного деятеля, чертами. «...У меня он почти всегда занят желанием кого-нибудь помирить, или оправдать, или спасти... для него примирить враждующих - есть не только долг, но и наслаждение», - отмечает драматург. Именно в этой миротворческой деятельности как нельзя лучше проявляется царь Федор настоящий.
 
Доброта Федора, по мнению Толстого, способна преобразить человека. Она «может иногда достичь высоты, где чувство и ум, составляющие на низших ступенях отдельные свойства, сходятся вместе и смешиваются в нераздельном сознании правды. Поэтому Федор, несмотря на свою умственную ограниченность, способен иногда иметь взгляды, не уступающие мудростью государственным взглядам Годунова».
 
Но такое равенство присутствует не всегда. Чаще всего Федор оказывается подавленным волей и умом Годунова, теша себя мыслью, что его шурин действует по его приказам и просьбам.
 
Что интересно, если с Годуновым царь Федор – две противоположные личности, то с Иваном Петровичем Шуйским он оказывает схожим во многих проявлениях. «Имей Федор силу и ум, он был бы похож на Шуйского»,- отмечает Алексей Толстой. Толстой писал: «...Князь Иван Петрович такой же младенец, как и сам Федор, такой же, как и всякий чистый человек, не верящий, что наглая неправда может взять верх над очевидной правдой».
 
Схожесть с Шуйским признает и сам Федор Иоаннович. Не зря в финале трагедии он говорит: «Когда бы князь Иван Петрович Шуйский жив был, я б ему мой завещал престол...».
 
Исполнить роль царя Федора Иоанновича в новом спектакле Иркутского академического театра выпала честь артисту Сергею Дубянскому. Каким будет его «чистый источник» власти, сможет ли он выдержать эту вечную борьбу между поборниками старины и людьми, желающими перемен, зрители смогут узнать уже 20 марта на премьере спектакля «Царь Федор Иоаннович».
Фото: 
Кирилл Фалеев
27.02.2018