Будь в курсе
событий театра

Власть и страсти

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Шедевром мировой классической драматургии — трагедией У. Шекспира «Король Лир» открыл свой новый театральный сезон Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова.

Трагедия была написана величайшим английским драматургом уже в зрелом возрасте (ему был 41 год) и, как многие его трагедии, продолжала исследование философских аспектов человеческой сущности, взаимоотношения людей, проблемы добра и зла. Несовершенство человека всегда является источником личной трагедии этого человека, а если чело-зек этот вознесён на вершину власти, считал Шекспир, зло захватывает судьбы и поведение других людей и приобретает характер трагедии общества. В сущности, мысль эта явственна и в «Гамлете», и в «Макбете», и в «Короле Лире».

Иркутский драматический представил трагедию «Король Лир», я бы казал, в максимальном приближении её сюжета к социальному и культурологическому уровню сегодняшнего зрителя. Отсюда и низведение пятиактной трагедии до двух актов, сокращение текста либо передача его другим персонажам, обострённое, порою гиперболизированное изображение человеческого злонравия. В результате режиссер-постановщик Геннадий Шапошников добивается выраженного динамизма и зрелищности действия, большую текстуальную и смысловую нагрузку получают практически новые персонажи — рыцари трагедии. Костюмы лишь в деталях отражают эпоху, взаимоотношения людские сиюминутны и легко узнаваемы. И это несомненное достоинство новой премьеры. Шапошников, безусловно, крепкий режиссёр, умеющий создать спектакль ансамблевый, подчинить актёрский темперамент общей идее и вовлечь зрителя в круговорот собы-тий. Но, на мой взгляд, стремление сократить Шекспира (!) обедняет основные образы трагедии — Лира и Корделии, которые утратили значи-тельный в художественном отношении материал роли.

Пожалуй, главной художественной особенностью и достижением сегодняшней премьеры «Короля Лира» является её сценография. Заслуженный деятель искусств Александр Плинт в гармоничном сочетании ограниченных красок, своеобразной манере живописания, довлеющей простоты и в то же время монументальности декорационного оформления необыкновенно убедительно передал мятежный и философский смысл трагедии. В центре сцены художник поместил круговую площадку, которая аллегорически трансформируется то в географическую карту королевства Лира, то в корону, которая упала с королевской головы и вот здесь, сейчас трагически перевёрнута, то, наконец, это хрупкая территория земли, которую персонажи пьесы (отражение общечеловеческих пороков) поочередно раскачивают, способствуя её уничтожению.

Декорации А. Плинта доминируют в спектакле, художественно определяют режиссёрское мизансценирование, и мне кажется, что и актёрские решения образов во многом являются запрограммированным следствием сценографического решения постановки.

В центре спектакля, несомненно, великолепная работа народного артиста России Виталия Венгера над образом короля Лира. К сожалению, мы не так часто видим этого удивительного артиста на сцене театра: последней ролью, сыгранной им, был Тевье в «Поминальной молитве». И там актёр демонстрировал способность глубочайшего проникновения в таинства человеческого бытия, умения развивать жизнь персонажа в постижении многоплановости человеческого характера. Я уже говорил, что текст роли Лира значительно сокращён, но артист сумел преодолеть эту ограниченность и провёл своего Лира от деспотичного монарха, ослеплённого властью и потому более доверяющего лжи, чем благородной искренности, до трагедии обыкновенного человека. Жестокое столкновение с несправедливостью приводит его на грань помешательства, но именно это заставляет Лира Венгера по-новому взглянуть на окружающий мир. Конечно, на первом плане в художественном воплощении Лира Венгером — это драма отца, который терпит поражение в столкновении со своими детьми, и эта тема наиболее близка и воспринимаема зрителем, но Венгер не был бы общепризнанным мастером, если бы игра его не была пронизана накопленной и выстраданной годами мудростью, что позволяет ему сценический образ возвысить до нравственного обобщения. Зло торжествует, и в этом истинная вина человеческой личности Лира. И не только Лира, ибо тот же путь рою рокового заблуждения проходит Глостер ярком и драматичном воплощении артиста В. Ведерникова.

Трагедии Шекспира лишены сатирических образов, в них юмор отдан шутам, но это особый юмор: тонкий, грустный, порою полный сарказма, всегда подчёркивающий или оттеняющий недостатки других, а чаще самого хозяина, которому шут служит. Все эти нюансы шута Лира в полной мере раскрывает засл. арт. РФ Я. Воронов. Несомненную симпатию вызывает мужественный, искренний и честный Кент в исполнении засл. арт. Р. А. Басина.

Склонен, однако, думать, что зря с первых эпизодов режиссёр Шапошников разоблачает порочность Генерильи (арт. В. Инадворская) и Реганы (арт Я. Александрова), подчёркивая на всём протяжении роли старшей дочери Лира вопиющую лживость и патологическое ожесточение, а у средней к тому же самому присоединена перманентная сексуальная озабоченность. Думается, что представленный им драматургический материал давал возможность для большей изобретательности. Не случайно на фоне этого всеобщего озверения нежным, добрым, трогательно-беззащитным становится образ Корделии в исполнении арт. М. Гуровой, и естественно закономерной становится гибель её.

Мы уже говорили, что в спектакле функционирует профессионально слаженный, выразительный актёрский ансамбль, и если сегодня кого-то не упомянули, это не значит, что его не заметили. Зритель увидел мощный, динамичный, волнующий спектакль с бурей страстей, гаммой переживаний, он как бы вновь открывает для себя великого Шекспира и, конечно же, испытывает глубочайшее чувство благодарности за по-лученное потрясение.

Автор: 
Арнольд БЕРКОВИЧ
30.10.2002