Будь в курсе
событий театра

Виталий Венгер Виват, Король!

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Открытие нового театрального сезона в Академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова ознаменуется премьерой шекспировского «Короля Лира». Главную роль в спектакле играет любимый артист многих иркутян - лауреат государственной премии РФ, народный артист РФ Виталий Константинович Венгер...

Позолоченным сентябрьским утром мы сидели с Мастером в пустом зрительном зале и разговаривали. Говорили о жизни вообще и об искусстве, об эстраде и театре, о талантах истинных и ложных, о том, что искусство всегда было достоянием немногих, и о том, что в жизни так много смешного... Виталий Венгер вспоминал Папанова и Михаила Ульянова, говорил о Вахтангове и Ходасе, о Розенбауме и Жванецком... Мэтр рассказывал о своей жизни, а мне все это казалось нереальным: и старинный театр, и тишина огромного зала, и то, что можно вот так легко беседовать с актером, который давно стал живой легендой Иркутска - некоронованным королем Академического драматического театра. Я знаю, что такие подарки судьба делает редко. И вполне возможно, этот случай - единственный в моей жизни. «Если бы вы пришли ко мне в июле, - говорит Венгер, - я ничего не смог бы зам ответить. Не потому, что не захотел, а потому, что чувствовал себя ужасно усталым...»

- Виталий Константинович, вопрос из первого школьного сочинения: «Как вы отдохнули летом»? - Все лето я работал над Лиром. Объем роли заставил меня поотшельничать в этом отпуске. Только представьте: пятьдесят листов текста, где стихи и проза вперемешку, и все убористым шрифтом!.. Но для актера выучить роль - как руки вымыть перед обедом. Это черновая работа. И почитать надо было по Шекспиру, другие трагедии перечесть. Когда просто так читаешь - это одно, а когда с прицелом, это совсем другое... Мы играем «Лира» в переводе Пастернака, это уже о многом говорит, да и Шекспир тоже, в общем, автор «неслабый»!

- А вот Лев Николаевич Толстой за что-то недолюбливал Шекспира, в своих письмах при воспоминании о нем чуть не плевался.

- Да, я читал, помню, что у него было такое отношение. Но знаете, что я вам скажу? Сдается мне, что Толстой посмотрел в свое время какой-то препаршивый спектакль, к которому Шекспир никакого отношения не имел.

- А вам каково было работать над Шекспиром?

- В чистом виде трагедий я еще не играл. Жанр трагикомедии мной уже вроде бы освоен, там всегда можно найти применение легкому юмору, к которому я привык. А здесь - высокая трагедия!.. Очень интересное режиссерское решение. Должно быть понятно все. Мы не стали в спектакле говорить о взаимоотношениях между герцогами и королем, о перипетиях высшего света. Мы рассказываем о трагедии старого отца, о трех дочерях, которые растерзали его сердце. Взаимоотношения отцов и детей - тема вечная и болезненная. Могу судить по себе, по своей семье, я сам отец, и все это мне знакомо. Так что, как мне кажется, тема спектакля будет близка и понятна всем иркутянам, которые придут на премьеру.

- Ваша партнерша по спектаклю так отозвалась о времени подготовки к премьере: «Мы приходили в театр, как к себе домой. Жили на репетициях как одна семья. И это получилось на сцене». А ваши ощущения? - У спектакля очень сложная сценография. Мы много репетировали. В июле, когда стояла ташкентская жара, мы репетировали с десяти утра до трех дня и с пяти до десяти часов вечера. Было очень тяжело! Но та часть труппы, которая занята в этом спектакле, с пониманием отнеслась к такому напряженному графику. У режиссера тоже были свои планы. Геннадий Викторович Шапошников преподает в Москве, ставит спектакли в других театрах.

- Если вспомнить несчастного Толстого, который увидел Шекспира в бездарном исполнении, понимаешь, какую ответственность берет на себя актер, представляя на суд зрителя такие сложные вещи, как «Король Лир»...

- В актерской профессии нет понятия «вчера» и нет понятия «завтра». Есть только «сегодня», важен день сегодняшний. В отличие от кино мы не можем выбрать лучший вариант из всего сыгранного материала и показать его зрителям. Мы должны каждый спектакль играть, как в последний раз. Представьте, что вы пришили на спектакль, а у меня с утра животик болел, и сыграл я неважно. И пусть вам кто угодно говорит, что в прошлом году я эту роль сыграл замечательно, вы больше на спектакль не пойдете. Ведь так? Отношение к актерской профессии должно быть сверх - требовательным. Я всегда своим ученикам говорю: вас всего сорок пять, на вас весь город смотрит! Это врачей четыреста человек, их не так часто узнают на улице. Вас все знают! Вы всегда должны быть достойно, прилично одеты. Я часто вспоминаю о Евгении Багратионовиче Вахтанго-ве. Когда он был уже очень тяжело болен, у него был рак в последней стадии, никто об этом и не догадывался. Он всегда приходил на репетиции спектакля в свежей рубашечке, в отутюженных брюках, в начищенных ботинках. Ученики с восхищением ему говорили: «Евгений Багратионович! У вас опять новая рубашка!» А он отвечал: «Вы просто невнимательны. В этой рубашке я был позавчера». У великого Вахтангова было всего три рубашки, два костюма и несколько галстуков. И он умудрялся всегда выглядеть так, как будто на нем все новое!.. Этому я стараюсь научить молодых актеров: нельзя даже на репетиции прибегать одетым в чем попало...

- Но бывают ведь в жизни дни, когда не только работать - жить тяжко.

- Да, бывают такие периоды. Когда с тобой что-то непонятное происходит. Что-то произошло внутри, в душе, в семье, а ты выходишь на сцену, и тебе надо играть. Это очень тяжело, и это давит на тебя... Поэтому так не похож один спектакль на другой. Вот мы полтора года не играли «Чайку», в этом сезоне будем восстанавливать спектакль. Каким он будет, я пока сказать не могу.

- Виталий Константинович, вы ведь еще и книги пишете...

- Летом я работал над книгой «Сто любимых профилей». Веселая книга. Я иногда балуюсь портретами: где-то набросок, где-то шарж. К каждому рисунку есть свой текст. В книге - мои друзья. Актеры, режиссеры, музыканты... И даже члены Городской думы. Работа над книгой для меня - это отдых. Читаешь тексты несколько раз, входишь в смысл, отдыхаешь душой. В общем, даже в отпуске юмор я не выпускал...

- А есть какие-то задумки на будущее?

- Я собираю материал для новой книги. Во второй книге я уже касался отношений с учителями, однокашниками, учениками. Хочется написать книгу про учителей и учеников. Просто в память о тех людях, которые вывели меня на актерскую стезю, много сделали для меня в плане человеческом, профессиональном, гражданском... Я никогда не забуду 47-й год. Голодное время. Я учился в «Щуке», и преподаватели, заслуженные артисты, разобрали своих учеников по своим квартирам. Они знали, что нам есть нечего. Помню, как мы с Мишей Ульяновым и еще двумя парнями вот с такими ртами (показывает руками открытую пасть) приходили домой к своему преподавателю и рубали макароны с кот-летами (типичная московская еда). Но кто, скажите, повторит сейчас подвиг наших преподавателей?.. А ведь они и спуску нам не давали никакого! Репетировали мы с девяти утра до двенадцати ночи... Я давно не был в Щукинском училище, но хорошо знаю всех, кто там преподает. И уверен: той атмосферы, того мастерства уже нет. Ведь мои преподаватели были первыми учениками Вахтангова. Это была школа! Вот об этом я хочу написать книгу...

Мы беседовали почти целый час и успели поговорить о многом. Газетные рамки не позволяют вместить целиком это Явление - ВЕНГЕР... Высокий интеллект, бездонная память, тонкий юмор, бесконечное чувство собственного достоинства, которое выражается не в гордыне и чванстве, а в глубокой внутренней культуре. «Если у тебя будут проблемы с билетом на премьеру, возьми мой домашний телефон и обязательно позвони! Только не в последний день, а заранее!» Беспокоить Виталия Константиновича по таким пустякам я бы никогда не стала. Но такая забота — это еще один штрих к портрету Мастера.

Автор: 
Оксана Гордеева
14.09.2002