Будь в курсе
событий театра

Виталий Венгер – Артист с большой буквы

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Виталий Константинович Венгер – Народный артист России, Почетный гражданин Иркутска и Иркутской области, лауреат Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», ярчайший актер современности, мудрый наставник и учитель, добрый друг и внимательный старший товарищ. 18 апреля исполняется 90 лет со дня рождения Виталия Венгера. В честь юбилея корифея охлопковской сцены Иркутский академический театр проведет творческий вечер, где почетные жители столицы Приангарья вместе с артистами драмтеатра вспомнят самые яркие театральные работы Виталия Константиновича, его творческий путь от начинающего актера до признанного мастера.
Виталий Венгер родился 18 апреля 1928 года в Москве. В 1933 году вместе с родителями переехал в Берлин, куда его отец был командирован в должности наркомата внешней торговли. В 1936 году пошел в советскую школу при посольстве СССР. Спустя два года вернулся вместе с родителями в Москву.
После начала Великой Отечественной войны семья Виталия Венгера на два года была эвакуирована в Барнаул. В 1945 году Виталий Константинович экстерном окончил среднюю вечернюю школу и поступил в Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина при театре им. Е. Вахтангова. Учителями Венгера были Рубен Николаевич Симонов, Цецилия Львовна Мансурова, Иосиф Моисеевич Толчанов, Анна Алексеевна Орочко, которые в свою очередь учились у Евгения Багратионовича Вахтангова.
Окончив училище по специальности «артист драмтеатра» в 1950 году, Венгера по распределению направили в Иркутский драматический театр. По воспоминаниям Виталия Константиновича, распределение семья встретила с настороженностью. Бабушка, например, на дорогу зашила в подкладку пальто нательный крестик, чтобы Бог оберегал внука в далекой стороне.
– После Москвы Иркутск – глухомань. В письмах родителям я писал: «Милая моему сердцу глухомань». Но почему город оказался милым моему сердцу? За счет одного факта. За счет того, что стояло это грандиознейшее здание Облдрамтеатра, – рассказывал Виталий Венгер.
– Одно из самых сильных ощуще¬ний счастья испытал, когда впервые побывал на сборе труппы Иркутского драматического театра, – вспоминал Виталий Константинович. – Я уви-дел армаду великолепных артистов: Залетный, Руккер, Крамова, Терентьев, Павлов... Они так меня вдохновили, что захотелось сразу же начать работать, срочно выучить какую-нибудь роль! Первые пять лет главных героев я, конечно, не играл, занят был в основном в эпизодах и массовых сценах. Коллектив ко мне отнесся очень хорошо: именитые артисты сразу же на равных обсуждали со мной, только что выпустившимся студентом, драматургический материал, помогали работать над эпизодами. Благодаря фантазии и каким-то внутренним «разведкам», мне удавалось увеличивать размеры небольших ролей. Еще я всегда прилично гримировался и в одном спектакле играл в гриме китайца – эту мою работу впервые отметила пресса. А по-настоящему творчески «задышал» в театре, когда в 1951 году вернулся из армии Виктор Егунов, в будущем народный артист России. Мы встретились, сдружились, потому что очень похожи: оба с юмором, характерные артисты, – и это товарищество продолжалось всю жизнь... Мы с ним были одной крови.
В 1951 году Виталий Венгер встретил свою жену Эльзу. Спустя четыре года родилась дочь Наталья. С 1978 по 1980 год Виталий Константинович играл на сцене Московского театра Сатиры. Но, не выдержав разлуки с близкими людьми и с уже родным охлопковским театром, Виталий Венгер вернулся в Иркутск.
За годы службы Иркутскому академическому Виталий Константинович сыграл свыше 300 ролей, среди которых были Лаэрт («Гамлет» У.Шекспира), Петр Иванович Адуев («Обыкновенная история» И.А.Гончарова), Виктор («Варшавская мелодия» Л.Зорина), Волконский («Записки княгини Волконской» М.Д.Сергеева), Лир («Король Лир» У.Шекспира), Несчастливцев («Лес» А.Н.Островского), Серебряков («Дядя Ваня» А.П.Чехова), Дорн («Чайка» А.П. Чехова), Тиресий («Эдип-царь» Софокла), Абель («Соло для часов с боем» О.Заградника) и многие-многие другие.
Роли, сыгранные Виталием Венгером, поражают своим разнообразием. Они всегда были неожиданны в том, как трактовал их артист, и всегда отмечены высокой профессиональной и человеческой зрелостью. Виталий Константинович был блестящ как в комедийных, так и в трагических, как острохарактерных, так и глубоко психологических образах. Вспомнить Тарелкина в спектакле «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухово-Кобылина, совершенно ошарашивающего «внутренним содержанием», или Мэкки-Ножа в «Трехгрошовой опере» Б.Брехта, полного эксцентрики и «вешней» игры. Особенно любимой иркутскими зрителями была роль Подколесина в «Женитьбе» Н. Гоголя, внешний облик которого Венгер словно срисовал с писателя.
Говорить о творческих работах Виталия Константиновича можно бесконечно – каждый образ подобен целой жизни, познание граней которой может занять вечность. Но нельзя обойти стороной роль Тевье в постановке «Поминальная молитва» Г.Горина, ставшей последней в бесконечном ряду актерских удач Венгера. В Тевье-молочнике он передал всю ту трагедию и печаль еврейского народа, который оказался гонимым и вечно страдающим. Он не просто отец семейства, чье сердце болит за каждую дочку. Он – мудрый наставник для соседей по деревне, открытый и доверчивый, готовый помочь каждому, кто в этом нуждается. О горькой судьбе евреев в России начала ХХ века Венгер рассказывал с юмором и так пронзительно, что в зале всегда стояла звенящая тишина.
– Мандраж был приличный, – вспоминает Виталий Венгер о работе над «Поминальной молитвой». – Кажется, все понятно, как это и про что. Но вот вопрос – как это буду делать я, артист Венгер? Чтобы никто не сказал – похоже на того, на этого… Но главное – чтобы было осязаемо, чтобы атмосфера трагикомедии дошла до каждого, чтобы зритель понял, как и почему бьется жилка на моем виске. Что помогло? Прежде всего, конечно, режиссер Олег Пермяков. Опыт, сценический и жизненный, та вереница возрастных евреев, которые мне встречались в жизни, начиная от отца – от каждого я брал что-то, даже от того странного человека, который в юности при каждой встрече кричал мне почему-то: «Вилька – духак, Вилька – духак!» Пригодилось все, что было в копилке опыта, что в ней осталось от всех добрых людей, которых переиграл за долгую жизнь на сцене. И, конечно, я очень благодарен партнерам, прежде всего – Наталии Королёвой, замечательной Голде, с которой мы дышали одним дыханием, страдали общим страданием. Но, мне кажется, я понял главное – Тевье бесконечно добр, он наивен, взрослый ребенок, и душа его болью болит за жену, детей, за односельчан, за родную деревню.
Виталий Венгер, как говорится, был человеком талантливым во всем. С 1958 года совмещал актерство и педагогическую деятельность. С 1993 года являлся его художественным руководителем. Он воспитал множество замечательных артистов, которые сегодня стали известными артистами театров не только Иркутска, но и всей страны.
Виталий Константинович руководил иркутской организацией ВТО, являлся членом правления СТД России (1980-95 гг.), депутатом Городской думы, председателем областного Фонда Александра Вампилова (с 1997 г.). С 1998 года был членом Правления Фонда Марка Сергеева, членом наградной комиссии при администрации города Иркутска. С 2000 года был академиком Восточно-Сибирской Межрегиональной Академии наук педагогического образования.
Мастерство Виталия Константиновича подтверждено множеством премий и наград. В 1967 году он стал кавалером ордена «Знак почета» и получил медаль «За доблестный труд». В 1970 году получил медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». В 1977 году удостоен почетного звания «Народный артист РСФСР». В 1984 году награжден медалью «Ветеран труда». В 1988 году получил звание «Почетный гражданин города Иркутска». В 1995 году стал лауреатом государственной премии Российской Федерации за активную творческую деятельность и за роль Подколесина в спектакле «Женитьба» Гоголя. В 1997 году стал лауреатом в номинации «Блистательный артист России» на Всероссийском фестивале «Байкальские встречи у Вампилова». В 2001 году стал победителем на театральном фестивале «Сибирский транзит» в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Тевье в «Поминальной молитве». В 2001 году удостоен диплома Передвижного фестиваля-лаборатории независимых театров и новой драматургии за главную роль в спектакле «Бульварный роман» негосударственного учреждения культуры театра «Свидание». В 2002 году стал лауреатом конкурса театральных капустников в рамках театрального фестиваля «Сибирский транзит». В 2003 году удостоен звания «Почетный гражданин Иркутской области». В 2004 году стал лауреатом Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
Виталий Венгер состоялся и на писательском поприще. Его перу принадлежат книги «Судьба моя, театр» (1986 г.), «Монолог актера: История жизни на сцене» (1998 г.), «Венгершарж» (2003 г.), «Птицы небесные» (2008 г.), «Судьбы моей столица» (2012 г.), «Вот тебе и здрасьте! Байки дядюшки Вилли» (2013 г.), «Перекрёстки судьбы. Записки сибирского вахтанговца» (2014 г.). Также Виталий Константинович являлся членом редколлегии книг «А. Вампилов. Драматургическое наследие», «Мое слово о Вампилове» и книги воспоминаний народного артиста России Виктора Егунова «Второй после всевышнего».
Виталий Константинович Венгер – легенда и гордость охлопковской сцены. Он стал символом театрального Иркутска, его душой. Он – артист, покоривший своей человечностью, душевностью и теплотой не только зрителей, но и коллег по сцене. Он словно был олицетворением чести и достоинства, высокого призвания актерской профессии – открывать людям глаза на те тайны души, которые порой сокрыты от нас самих, нести то светлое и прекрасное, что есть в театральном искусстве, давать уроки и напоминать об истинных человеческих ценностях.
В день рождения Виталия Константиновича, 18 апреля, охлопковцы соберутся в теплой дружеской обстановке, чтобы вспомнить доброго друга и верного товарища. А вечером посвятят Мастеру спектакль «Поминальная молитва».

09.04.2018