Вифлеемская звезда Елены Зуевой (Байкальские Вести)
Разработка сайта:ALS-studio
Охлопковский декоратор – бронзовый призер международного ледового фестиваля.
Новогодние каникулы художник-декоратор иркутского академического Елена Зуева провела в Екатеринбурге, где проходил уже XVIII Международный фестиваль ледовых скульптур «Вифлеемская звезда». Провела в напряженном труде и радостном чудотворчестве вместе с мужем – резчиком-виртуозом Игорем Зуевым. Супружеская пара из Иркутска стала одной из 24 команд, собравшихся на конкурс ледовых ваятелей. В нынешнем году это были посланцы 18 регионов России, профессионалы и любители от 17 до 70 лет. На территории Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших и центра «Царский» они в считанные дни воздвигли красивейшие прозрачные композиции, вдохновленные Рождеством, космосом, спортивными победами, фольклорными и сказочными мотивами.
Чета Зуевых получила третье место за скульптуру «Рождество Христово». Награду им вручили авторитетные члены жюри – скульптор Александр Самвел и художник Александр Ремезов. Игорь также удостоился медали Царственных страстотерпцев III степени как многолетний участник фестиваля.
Работу, которая вошла в тройку победителей конкурса, супруги создали по графическому эскизу Елены. Это трехметровая композиция: Ангел с распахнутыми крылами, под сенью которых библейские Иосиф и Мария склонили головы над младенцем. Линии масштабных фигур красивы и сказочны.
– В нашей скульптуре сочетаются два мотива – евангельский и стихийно-природный. Рождественское чудо словно расцветает у нас на глазах, как расцветает райский пейзаж, как расцветают в сердце прекрасные чувства, – рассказывает Елена. – На крыльях Ангела мы не видим привычных перьев, они напоминают растительный орнамент фольклорных узоров, завитки сказочных трав. Младенец тоже покоится внутри раскрытого цветка.
Этот дуализм земного и небесного наполняет монументальную скульптуру большим символическим смыслом. Не только силы небесные, но и энергии земли приветствуют чудесного новорожденного, Благую Весть для всего человечества, обетование расцвета планеты. Нынешняя награда уже вторая в ряду побед команды иркутян Зуевых с Рождественского фестиваля в уральской столице. В 2021 году они также завоевали третье, призовое, место, когда представили на суд авторитетного жюри ледовый триптих по мотивам классика книжной иллюстрации и театрального оформления Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». Игорь и Елена создали нечто вроде книжки-раскладушки из трех фигур, обрамленных орнаментальными и пейзажными компонентами: центрального образа Красного Всадника с факелом в поднятой руке, олицетворяющего рассвет, и двух вещих Птиц-рассказчиц.
Красота и мастерство исполнения изваяний больше зависят от Игоря – искусного резчика по дереву и по льду. А вот концептуальные решения, их композиционная стройность и содержательное наполнение – заслуга Елены.
В Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова Елена трудится двадцать лет, с 2003-го. Она окончила Иркутское художественное училище, начинала как книжный иллюстратор в «Восточно-Сибирском книжном издательстве», работала художником по костюмам в Театре народной драмы, занималась оформлением постановок в театре кукол «Аистенок», где увлеклась таким специфическим направлением, как авторская кукла.
Елена – опытный мастер своего дела, патриот Охлопковских подмостков, насквозь театральный человек. Ее муж под стать своей верной спутнице. За его плечами путь кукольника-механика в «Аистенке», сейчас он изготовляет декорации в Музыкальном театре имени Н.М. Загурского. В летних фестивалях деревянного зодчества и зимних конкурсах ледовых скульптур участвует по зову сердца. Это заразительное увлечение мужа с удовольствием разделила и наша героиня. Она становится партнером Игоря на скульптурных ристалищах, а он помогает Лене в некоторых театральных проектах.
– Поскольку я хорошо знакома с куклой, – делится Лена, – именно ко мне обратился Иван Гущин, когда ставил в театральной студии «DRAMA» спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф». В нашем цехе был создан лев Аслан практически в натуральную величину. Я делала голову, моя коллега Марина Чудинова мастерила ноги, а Игорь подключился к нам, чтобы продумать кинетику, как рукотворный лев будет двигаться, говорить.
– Ваш Аслан получился ошеломительно прекрасным. Я видела запись выступления студии на фестивале детских любительских коллективов в театре Натальи Сац в Москве. Когда на сцену вышел охлопковский лев, зал взорвался всеобщим вздохом изумленного восхищения и дружной овацией.
Лена и Игорь Зуевы также являются авторами куклы, занятой в спектакле «Дети» по роману Тургенева «Отцы и дети». Недавно Елена стала художником-постановщиком спектакля на Камерной сцене «Волшебная история, которая случилась взаправду». Она создала стильные и поэтичные декорации к святочной истории, смастерила выразительных кукол для вертепной потехи.
– Лена, в чем специфика работы со льдом? Какова природа этого уникального материала?
– Конечно, лед – это совсем особая история. У него богатая выразительность, зрелищная привлекательность. Он прозрачный, в нем играет свет, он кажется воздушным, нематериальным. Но вместе с тем, это очень сложная, уязвимая стихия. Лед не в любом месте можно заготовить, он должен быть идеально чистым, его трудно транспортировать, легко повредить. Это вообще-то очень дорогое удовольствие – обеспечить зодчих кондиционными глыбами, поэтому у уральского фестиваля, например, так много богатых спонсоров, вплоть до Роскосмоса.
Порой бывают в работе почти невыносимые потери. Большая, почти законченная фигура может рассыпаться на множество осколков от малейшей сторонней вибрации, роковую трещину или скол способно вызвать одно неточное движение резчика. На фестивале в Томске в позапрошлом году у нас разбилось на большие куски крыло фигуры. Всю ночь склеивали фрагменты водой, это была реставрация на грани невероятного.
– А вы рискуете перемерзнуть за таким творчеством?
– Не без этого. Вот после томского приключения, к примеру, у меня на все новогодние праздники отнялась нога, пришлось отлеживаться и пройти курс инъекций. Хорошо, в театре в это время у нас каникулы.
Нынче в Екатеринбурге было морозно. Утром страшно было подумать, что надо идти на улицу и провести там несколько часов. Ваять приходится не только днем, ведь он в середине зимы совсем короткий, но и допоздна при свете прожекторов. Но как только начинаешь резать, работа увлекает, завораживает, забываешь и о холоде, и о времени. Вы бы посмотрели, как много людей захвачены этой ледовой поэзией, согласны терпеть все неудобства и творческие муки. На Урал приезжают и начинающие умельцы, и настоящие асы. Красота многих работ поражает воображение, это незабываемые шедевры!
– И среди них одним из самых лучших стало ваше «Рождество Христово». Поздравляем от души! И в будущем желаем еще не раз прославить наше Прибайкалье в подобных творческих турнирах!