Будь в курсе
событий театра

Веселый карнавал

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
В минувшие выходные Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова представил новый спектакль по одноименной пьесе Алексея Писемского «Ипохондрик». Историю из жизни барина, поминутно страдающего от мнимых болезней, поставил приглашенный из Мурманска режиссер Иосиф Фекета, который увидел в главном герое большинство сегодняшних мужчин и решил высмеять мнительность, нерешительность и инфантилизм, царящие в современном обществе.
 
Зрителя не должно отпугивать непонятное название и фамилия почти забытого драматурга на афише. Да, действие происходит в середине XIX века, в дворянской усадьбе Николая Михайловича Дурнопечина — ипохондрика, страдающего от воображаемых болезней, а попросту говоря, «бесящегося с жиру». Поскольку он всем заявляет, что дни его сочтены, на гипотетическое наследство слетаются разного рода проходимцы, включая родственников и «старых любовишек»… Интриги практически никакой, конфликт надуман, а потому легко разрешается решительной теткой главного героя. Казалось бы, что тут общего с современной действительностью? Где зритель узнает себя и свои проблемы? Однако режиссер Иосиф Фекета убежден, что пьеса Писемского архисовременна. «Наши современные мужчины все больше боятся принимать решения и брать на себя ответственность, они перестали выполнять свои прямые функции», — высказывался он в нескольких интервью, проводя аналогии с главным героем и придавая этой во всех отношениях легкой комедии глубинный смысл. На деле же то, что происходит на сцене, можно описать двумя словами: веселый карнавал. 
 
Поначалу воспитанный серьезными спектаклями зритель даже сбивается с толку — почему артисты так усиленно переигрывают, гримасничают, ломают комедию? Но в этом и есть вся соль. Вытаскивая наружу все скрытые мотивы и нелепости персонажей, актеры показывают их словно через увеличительное стекло или кривое зеркало, отчего те становятся смешными. Все это подчеркивается яркими несуразными костюмами, как всегда талантливо придуманными Оксаной Готовской.
 
Иногда градус абсурдности происходящего настолько вырастает, что действие переходит в танец, не менее уморительный, чем реплики и игра артистов. Герои то идут вприсядку, то кружатся в странных пируэтах, а то и вовсе выдают какие-то безумные кунштюки. Над постановкой хореографических вставок поработала главный режиссер Музыкального театра им. Н.М. Загурского Анна Фекета (по совместительству дочь приглашенного постановщика).
 
Стоит сказать про «Ипохондрика» еще кое-что, и, наверное, самое важное, но для этого придется вспомнить историю. Первый вариант пьесы Алексеем Писемским был написан в 1851 году и не встретил восторга у столичных театров. Автор сделал несколько редакций, и все равно критики находили в пьесе слабые места. Наконец, в 1857 году пьесу поставили в Малом театре, и вот что написал о ней рецензент петербургской газеты «Театральный и музыкальный вестник»: «Надо быть в Москве и видеть, что делают из этой сухой и отчасти скучной пьесы здешние артисты, ее исполняющие, чтобы оценить, как много значит игра артистов во всяком подобном произведении».
 
То же самое можно сказать и об иркутской премьере. Надо видеть, какие яркие образы создают из своих, в общем-то второстепенных, героев мастера сцены. Заслуженная артистка России Татьяна Двинская в роли тетки главного героя Соломониды Платоновны буквально врывается во втором действии и ставит всех по местам так, что никто даже и пикнуть не смеет. Пронырливый Прохор Прохорыч Дурнопечин в исполнении заслуженного артиста России Игоря Чирвы меняется в зависимости от обстоятельств, как хамелеон. Двуличная «бедная родственница» Настасья Кирилловна в исполнении Татьяны Фроловой, кажется, способна втереться в доверие к кому угодно, хотя и плохо умеет скрывать свои истинные намерения. Стараются не отставать от старшего поколения и молодые артисты, и в первую очередь Алексей Орлов, играющий главного героя. Его ипохондрик Дурнопечин как будто сошел с экрана фильмов Чарли Чаплина — кажется, он может сыграть свою роль вообще без слов, и все равно всем все будет понятно и смешно. 
 
Сложно сказать, узнает ли зритель в спектакле сегодняшние реалии, но точно проведет время с удовольствием.
 
Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Антон Кокин
17.05.2018