Будь в курсе
событий театра

Весь мир – маскарад: сразу две премьеры по пьесам русских классиков представили ведущие иркутские театры в апреле

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Академический драматический театр имени Н. Н. Охлопкова поставил «Маскарад» Михаила Лермонтова, а музыкальный театр имени Н. М. Загурского — «Бесприданницу» Александра Островского. Обе премьеры созданы режиссерами, приглашенными из Москвы. Обозреватель «Иркутска» пообщалась с постановщиками, побывала на спектаклях и решила поделиться с читателями своими мыслями и эмоциями по поводу увиденного и услышанного.
 

Почему девушки любят плохих парней
 

Так сошлись звезды, что на двух ведущих театральных сценах Иркутска одновременно «убили» двух милых барышень — Нину Арбенину и Ларису Огудалову. Они обе хотели жить и любить, и обе были достойны счастья. Но лермонтовскую Нину волею судеб отравил любящий муж, а бесприданницу Ларису застрелил нелюбимый жених.
 

Сам собой напрашивается банальный вывод, что места для большой и светлой любви в нашем мире, где правят корысть, честолюбие и зависть, с того самого момента, как Отелло задушил Дездемону, не было и нет. И это странно, ведь со времен Лермонтова и Островского (не говоря уже о Шекспире) положение женщины в обществе существенно изменилось. Они завоевали всяческие свободы и наравне с мужчинами летают в космос, ведут вдаль поезда и пароходы, служат в армии и управляют многотонными фурами.
 

С чего вдруг такой интерес к рафинированным барышням и у театров, и у постановщиков, и у зрителей? И интерес неподдельный — рядом со мной на премьере «Бесприданницы» плакала девушка, когда Лариса на сцене умирала со словами: «Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю». Арбенина напоследок хотя бы назвала мужа злодеем. Но тоже как-то без особого энтузиазма, после слов: «Прощай, Евгений! Я невинна…»
 

Сергей Захарин, поставивший в драмтеатре «Маскарад», так объяснил выбор: «Конкретно в этом произведении есть звенящая колокольчиком тема любви, которой сегодня не хватает. Любовь должна спасать, и несмотря на весь трагизм пьесы, я все равно пытаюсь провести эту линию. Арбенин до встречи с Ниной не понимал и не видел смысла жизни. Его открыла ему любовь, но он все теряет, дав волю ревности. Мне хотелось, чтобы зритель ушел со спектакля с мыслью, как важно доверять друг другу, быть внимательными, уметь выстраивать диалоги. Если бы Арбенин с Ниной сели и спокойно поговорили, а не закрывались, думаю, в мире было бы меньше трагических ситуаций. Умение договариваться и слышать друг друга — это всегда важно».
 

Режиссер Нина Чусова на встрече с журналистами перед премьерой «Бесприданницы» в музыкальном театре объяснила свое видение любви Ларисы к Паратову: «Это вспышка, в которой она сгорела. И несмотря на то что это трагическая история, она все равно излучает свет… Уже на прогонах я видела, что люди плачут, но счастливы. Это как очищение. Такой искренности, такой наивности восприятия жизни, как у Ларисы, мне кажется, уже не будет никогда… Сами собой возникают параллели с сегодняшним днем, где главное не чистота чувств, не любовь, а успех, карьерный рост. И в этом смысле Паратов как раз очень современен».
 

Несколько странным кажется, что оба режиссера во главу угла ставят не судьбы героинь, а ту звенящую колокольчиком любовь, которую они дарят избранникам, и тот свет, который несут зрителю своей безвременной гибелью. А как привлекательно, несмотря на изощренное злодейство, выглядят на сцене Арбенин (заслуженный артист России Александр Братенков) и Паратов (Никита Мещеряков, Гейрат Шабанов)! И есть в этом великая сермяжная правда, что феминистические идеи за время, прошедшее с создания «Маскарада» (1835) и «Бесприданницы» (1878), на российской почве так и не заколосились. Девушки продолжают любить плохих парней, потому что с ними можно вволю настрадаться и сгореть, как бабочка в огне. А садиться рядом и строить диалоги, думать, понимать и работать над собой — это скучно, долго и не зрелищно.
 

Все новое — это подзабытое старое
 

Оба произведения, принятые иркутскими театрами к постановке, читающей публике хорошо знакомы. Более того, оба экранизированы великими мастерами кино. «Маскарад» в постановке Сергея Герасимова зрители увидели в 1941 году. Он был снят к 100-летней годовщине гибели Лермонтова, и главные роли там исполняли великолепный Николай Мордвинов и красавица Тамара Макарова. Более того, в фильме в образе Неизвестного можно увидеть и самого классика советского кинематографа Сергея Герасимова.
 

По мотивам «Бесприданницы» сняты два киношедевра. В 1936 году зрители увидели одноименный фильм Якова Протазанова, а в 1984-м — «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, песни из которого стали хитами.
 

Перед режиссерами стояла непростая задача — на фоне известных зрителю образцов создать нечто оригинальное. И во многом им это удалось. Прежде всего благодаря подаче материала. В «Бесприданнице» ее определил сам жанр мюзикла. Кстати, Нина Чусова выступила в качестве не только режиссера, но и автора либретто. В спектакль гармонично встроены известные по рязановскому фильму мелодии Андрея Петрова, дополненные композициями его дочери Ольги. Зритель услышит песни на стихи Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Редьярда Киплинга, Эльдара Рязанова, а также стихотворные тексты поэта Дмитрия Константинова.
 

При минимуме декораций благодаря аутентичным костюмам и умелому использованию современных технологий художник-постановщик Евгения Швец сумела воссоздать атмосферу провинциального городка XIX столетия. А многие большие монологи героев, призванные передать сложный характер взаимоотношений, успешно заменили танцы в постановке питерского хореографа Ирины Ляховской.
 

Лермонтовскому «Маскараду» Сергея Захарина тоже присущи черты мюзикла. Сам постановщик определил жанр как пластический спектакль и выступил в роли не только режиссера, но и хореографа. Несмотря на озвученную задачу — призвать людей не повторять опыт Арбенина, а прийти к диалогу, постановка намного сложнее. Захарин все внимание зрителя сосредоточил не на главных персонажах пьесы, а на одетой во все черное массовке, толпе, которая, двигаясь то хаотично, то роботоподобно, захватывает в свои ряды сначала князя Звездича (Николай Стрельченко, Дмитрий Чикризов), затем ангельски чистую белоснежную Нину (Алена Бочкарева), а затем и самого ненавистного ей Арбенина. Эта посредственная масса, играющая людьми, как тряпичными куклами, и есть то главное, что создает «Маскарад».
 

Перефразируя Шекспира, здесь уместно сказать, что весь мир — это не только театр, но и маскарад, в котором даже таким людям, как Арбенин, из чувства самосохранения следует примерить маску смирения и конформизма. И сценография спектакля решена Евгенией Шутиной по принципу «театр в театре» — внутри настоящей сцены есть большая и малая, прикрытая занавесом из зеленого, как на игорном столе, сукна. Ведь жизнь, как известно, игра, где сама судьба делает ставки.
 

На одно из первых мест Захарин вывел и лермонтовского Неизвестного (Иван Гущин). Именно он исподволь направляет толпу, беспристрастно манипулируя ею в своих целях. В герое легко угадывается пугающе демоническое начало, присущее практически всей поэзии Лермонтова. Спектакль вообще насыщен символикой самого разного свойства. Вот Нина в начале первого действия подает Арбенину яблоко. А зря — мы знаем, что стало после этого с Адамом и Евой. Несколько раз герой Александра Братенкова чеканит во фразах механистичное каренинское «коне-ч-но» из классического фильма Александра Зархи.
 

Толпе, светскому обществу, массе, коллективу, назовите как угодно, не нравится слышать звенящий колокольчик любви и видеть чужое счастье. В лучшем случае никто просто не заметит, как Лариса Дмитриевна (Анна Захаренкова, Людмила Шер) сгорела в пламени страсти среди алого костра цыганских плясок. Веселый хор покатится дальше за красивым барином по набережной, где безучастно прогуливаются горожане и буднично продают бублики торговки. Именно так завершается спектакль Иркутского музыкального театра.
 

В худшем — толпа мстительно посмеется над своим удачным экспериментом превращения сильного и независимого Арбенина в глубоко несчастного осознанием своей ничтожности Карандышева.
 

Евгений Арбенин (Александр Братенков) умен, богат и любим молодой женой Ниной (Алена Бочкарева). Но чужое счастье — лакомый кусок для давних врагов и завистников. Они не пожалеют времени, денег и сил, чтобы насладиться местью и разрушить жизнь счастливой пары.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Нина Воронина
25.04.2022