Будь в курсе
событий театра

Венгер и «чертова дюжина»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Виталий Константинович Венгер возвратился из Москвы. И тут же на сцену: очередной раз идет «Веселись, негритянка». Когда она «отвеселилась», я попросил у лауреата Государственной премии рандеву, он любезно согласился, хотя и очень устал от спектакля.
 
— Для начала традиционный вопрос, Виталий Константинович! Где, при каких обстоятельствах вручалась премия?
 
— В Георгиевском зале Кремля. Присутствовал президент со свитой, Филатов — седой, симпатичный. Гостей было очень много. Среди них — Ролан Быков, с которым мы потом провели всю вторую половину вечера. Мы с ним из одного училища, из «щукинки». Волновался я, конечно. По разделу театрального искусства, или как сейчас говорят, по театральной номинации премию получили актеры театра им. Вахтангова: Борисова, Яковлев, Кузьмин, Максакова, режиссер Фоменко — за спектакль «Без вины виноватые» по Островскому, четверо актеров и режиссер Фокин из театрального центра им. Мейерхольда — за спектакль «Номер в гостинице №» по «Мертвым душам» Гоголя, ну, и вот я — за исполнение роли Подколесина в «Женитьбе» Гоголя.
 
— Гоголь получается в двойных лауреатах?
 
— Да, Борис Николаевич в шутку сказал: «Судя по такому выступлению Гоголя, премию надо было бы вручить и Николаю Васильевичу».
 
— Время созвучно сейчас настроению «Мертвых душ»…
 
— Да, Гоголеада какая-то... Для меня присуждение премии было неожиданным, хотя я и знал, конечно, что готовится... Последний год мы ездили в Ростов-на-Дону на фестиваль театров «Русская комедия на российской сцене». Там спектакль выделила критика. Михаил Александрович Ульянов сделал заявку, и мы показали спектакль на сцене Вахтанговского театра, где нас «отсматривала» комиссия по госпремиям. После спектакля Михаил Александрович поднялся с цветами на сцену. Потом прошли в кабинет, где был небольшой «фуршет». Там было впервые заявлено, что Союз театральных деятелей выдвигает меня на гос-премию. Я понимал: радоваться рано, история долгая, кропотливая, слож-ная. Кандидатов было 180 по разным номинациям. И все-таки я попал в этот небольшой круг, в чертову дюжину награжденных режиссеров и актеров...
 
— Мы с Вами беседуем, кстати, тринадцатого…
 
— Я с симпатией отношусь к этой цифре. В свое время располагался в 13-й гримерной, там и получил известие о присуждении звания Заслуженного артиста... После награждения был «фуршет» в новом комплексе «Президент отеля», за постройку которого группа архитекторов тоже получила госпремию.
 
— Далеко от Кремля?
 
— Минут десять на «Икарусах».
 
— Борис Николаевич был?
 
— Ушел. Остался Филатов, выступил с речью. Я находился в группе актеров-вахтанговцев, моих кровных, я почти со всеми ними учился в одно время. Давно не виделись. Я рад и горжусь, что получил такую премию. Повторю слова, которые говорил в Георгиевском зале: я — щукинец, живущей в Иркутске. Я представляю в Сибири славу училища, продолжаю его традиции. Премия — не только моя гордость, но и всего коллектива нашего охлопковского театра, всего театрального Иркутска. Всех наших я там вспомнил — и молодых, и старых. Общими усилиями я вышел на эту орбиту. Я им помогал, они мне. Приятно, что получил премию за классику, за русскую классику, за которую раньше премий почти не давали. Естественно, особая благодарность режиссеру Кокорину. Он мне помог и режиссурой, и методологией, умением узреть в материале и исполнителе такие черты, которые приводят к театральному успеху. Я не умаляю при этом достоинств и других режиссеров. С одинаковой охотой я работаю и с Сергеем Болдыревым, и с Борисом Деркачем. Через муки, ожидания сопряженные с неверием, проходишь, но вот получилось, слава Богу. Хочу, чтобы и у других получалось…
 
— Вы добились если не всего, то почти всего в театральной карьере. И что же теперь?
 
— Огромное желание что-то делать. Я люблю работать, репетировать, играть, бегу на работу, как пчела на нектар. Особых личных планов нет. Когда-то хотел Хлестакова сыграть. Мимо. Желал бы встретиться с драматургией Достоевского, Чехова. Мы, правда, возобновляем осенью спектакль «Дядя Ваня», но этого мало. Надо чеховских два-три спектакля играть. В «Карьере Артура Уи» не отказался бы сыграть. В пьесах Шекспира... Хочу работать много, думать, философствовать на сцене.
 
— Сегодня я прочитал информацию о том, что госпремия равно 1500 минимальным окладам. Если Вам жить по минимуму, то хватит на 125 лет!
 
— Конечно, премия — большое подспорье, помощь. Сразу как-то определились все дыры — туда вложить, тут что-то рухнуло, здесь вышло из строя. Поезд ушел, красивое время кончилось, когда за 80 рублей можно было слетать в Сочи или Ялту.
 
— Помните, перед днем Победы вы мне говорили, что 10 мая 1945 года, в ознаменование, так сказать, этого славного события вы на родительские деньги впервые попробовали в 17 лет полстакана красного вина? А что употребляли на президентском банкете 50 лет спустя?
 
— По отзывам москвичей, бывают «фуршеты» гораздо шикарнее. На столах были водка, коньяк «Аист», вода. Я водочку себе позволял с Роланом Анатольевичем Быковым. С иркутскими друзьями мы еще это дело отметим. Сейчас время — нарасхват. Приехал, сразу репетиции, премьера, выезд в Читу. И знаете, что меня потрясло? Впервые за 43 года работы в театре я встречаю всю весну и начало лета в Иркутске! Оказывается он необыкновенно красив летом! Просто рай, на глазах все распускается, фонтаны, солнце! Обычно мы в это время были уже где-нибудь на гастролях. А возвращались к осени, Байкал уже шуршит… Сейчас замечаю, как люди одеты. А женщины! В Москве таких красивых женщин нет.
 
— Продолжая тему ста лет. Не станет ли Ваша премия тем пунктом, после которого начнется сто лет беспремиального одиночества?
 
— Город наш не только красивый (правда, его красоту портят бумажки сникерсовые, мусор), но и талантливый. У нас очень мощный отряд медиков, от них можно ожидать больших открытий. Совершенно великолепная наука, мы просто мало знаем о ней, да она сейчас и безденежьем приперта к стенке. Я думаю, что-то будет. Сейчас я получаю поздравительные открытки, телеграммы. А однажды, надеюсь, зайду на почту и кому-то из вновь испеченных лауреатов отправлю поздравление...
Автор: 
Владимир Шавелкин
10.07.1995