Будь в курсе
событий театра

Вечный пилигрим Иосиф Бродский

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Молодёжном творческом центре состоялось собрание Дискуссионного клуба.


12 ноября состоялось заседание Дискуссионного клуба Молодёжного творческого центра «Вечный пилигрим Иосиф Бродский». Заходя в пресс-центр театра люди попадали в странную атмосферу партсобрания времён Советского Союза, тех лет, когда поэт уезжал в Америку. Всем участникам вручались пропуска на партийное заседание, где слушалось дело гражданина Иосифа Бродского. Выступающие назывались «докладчиками», им и другим заседателям предстояло решать: плохой человек Иосиф Бродский или хороший. Форма, поначалу казавшаяся странной, к финалу встречи полностью себя оправдала. Художника нельзя отрывать от времени, в котором он жил и творил, формировавшем его как личность. Только что Ирина Иннокентьевна Плеханова говорила о глубине текстов поэта, о его идеях и взглядах, и тут же шла поверхностная оценка активистов собрания с их стремлением непременно дать жёсткое определение «чёрного» и «белого». Нестыковка происходящего помогала ощутить всем участникам встречи несочетаемость Бродского с реальностью, его окружавшей.


Обсуждение было разделено на две части. Первая — образовательная - включала в себя рассказ о Бродском, о его жизни и мыслях, о его восприятии мира и времени. О главных темах в творчестве Иосифа Бродского рассказала доктор филологических наук, профессор ИГУ Ирина Плеханова, в начале двухтысячных защитившая докторскую диссертацию «Метафизическая мистерия Иосифа Бродского».


«Это единственный поэт в русской культуре, совершенно отрёкшийся от классической традиции в поэзии, - отмечала Ирина Иннокентьевна. - Он положил жизнь на то, чтобы создать абсолютно автономную поэзию личностного существования. Его сознанием владели не высокие чувства, им владела метафора. Он сказал, что поэтическое чувство — это чувство, выражающее человека единичного, погружённого в свои фантазии, ищущего смысл бытия не в общих истинах. Это поэт, который не нуждается в слушателе и читателе, - такую особенность его произведений отметила ещё Анна Ахматова в самом начале творческого пути Бродского».


«Мир Иосифа Бродского — эти мир воображения, - рассказывала педагог по сценической речи Галина Турчанинова-Родина. - И реальность, которая звучит в его строках, полна фантазии. Она волнует своей бесконечностью. Рифма у него совершенно удивительная: то он схватится за ямб.. и тут же его разрушит. То отказывается от рифмы вообще и берёт чередование ударных гласных, строит только на этом свой ритм. Вдруг ритм этот начинает ускользать, а поэт подставляет рифму, и рифма эта так звучит! Так держит стихотворение!». Артисты Иркутского академического театра Екатерина Константинова, Николай Стрельченко и актёр любительских театров «Диалог» и «Слово» Антон Лухнёв прочли отрывки из произведений Иосифа Бродского.


Во второй части заседания состоялось обсуждение творчества поэта между собравшимися участниками Дискуссионного клуба. «Сейчас идёт не вторая волна популярности Бродского, а первая, - говорил кандидат филологических наук, преподаватель ИГУ Александр Бондарев. - Бродского сейчас только начинают открывать. Молодёжь к нему относится с большим интересом, он моден, потому что противопоставляет себя массе. Он компенсирует некий запрос на элитарность. И ещё момент. Каждый раз, когда жизнь давит на человека, он пытается от неё убежать. Сегодня мы живём в активном социальном мире, в котором от нас требуют социализации и успешности. И когда человек устаёт от всего этого, ему хочется укрыться одеялом, свернуться клубочком и почитать поэзию Бродского. Почувствовать себя если не отдельно от всех, то в достаточной отстранённости от общества».


- Во внимании к Бродскому сегодня большое значение имеет фактор моды - настоящих ценителей его творчества не так много. Иосиф Бродский «в себя» не впускает никого и эти попытки его понять, выстроить с поэтом диалог у каждого свои. Я открываю для себя поэзию Бродского маленькими «кусочками».


- Я к поэзии Бродского пришла через социальные сети. И она не отпускает. Мне кажется, молодёжь сейчас приходит к его стихам, пусть своим, может быть, не принятым и нелогичным путём. Говорить о том, что сегодня растёт поколение, считающее Иосифа Бродского своим автором, — не верно, но что-то с нами всё-таки происходит.


- Я думаю, что в молодёжи живут романтические потребности: в путешествиях, в поиске нового и прекрасного, в разнообразии, в бунтарстве. Все молодые — романтики, хоть порой в этом не признаются. И, возможно, читая стихи Бродского, они эту потребность удовлетворяют.


- Мне кажется, что популярность поэзии Бродского основана на более простых вещах. Я проследила за поклонниками его творчества в социальных сетях и сделала вывод, что дело вот в чём. Часто Бродский пользуется словами, которые неприлично было писать поэту классического образца. Это стихи разрушающие, не вписывающиеся в нормы. Сама форма их бесформенна, в ней нет стройности строки в привычном смысле этого слова. Её стройность в хаосе. Но именно оттого, что всё рушится (а в нашем мире что-то постоянно рушится) и не соответствует идеалам, которые нам предлагают другие поэты, — поэзия Иосифа Бродского отвечает настроениям молодёжи.


В финале Ирина Плеханова подытожила: «Создаётся ощущение, что Бродский рассуждал о смерти, небытии. И одновременно с этим чаще всего в его произведениях встречается слово «жизнь». Поэт много размышлял о времени и бесконечности. Его стихотворения настолько философичны, что, казалось, общается он уже не с людьми, а с какой-то метафизической силой. И всё это облачено в очень разумную форму».


Сегодня все мы живём в мире поверхностного восприятия, суждения. Задача Дискуссионного клуба заключается в том, чтобы люди от верхушек отрывочных знаний стремились к более глубокому знанию, к его осмыслению. Дискуссионный клуб — это возможность понять что глубина есть, что заглядывать в неё интересно.


Фото: Маргарита Подкорытова

23.11.2015