Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Вечно живым – памятник до неба!

Версия для печатиВерсия для печати

Сегодня на Основной сцене театра смотрим спектакль «Вечно живые».
 

Пьес о Великой Отечественной войне написано немало, но таких произведений, которые бы выдержали испытание временем и шли на театральных подмостках до сих пор, единицы. В Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова почти два года идет спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, которая занимает особое место в драматургии военного времени. Режиссеры-постановщики Геннадий Шапошников и заслуженный артист России Александр Булдаков воссоздали исторически важный для нашей страны период, который навсегда изменил нас.
 

Действие начинается в Москве 3 июля 1941 года. По радио передают сообщение: «Наши войска ведут упорные бои»… Борис (артист Константин Агеев) - сын известного врача Фёдора Ивановича Бороздина (заслуженный артист России Николай Дубаков), несмотря на бронь (открепление от службы в армии в связи с востребованностью профессии) , уходит добровольцем на фронт. «Если я честный, я должен», — говорит он и уходит накануне дня рождения своей невесты Вероники (артистка Екатерина Константинова), которую зовёт Белкой. Возлюбленный на фронте пропадает без вести. Вероника, потеряв родителей и кров, от отчаяния выходит замуж за двоюродного брата Бориса — Марка (артист Алексей Лобанов), но этот брак не становится для неё утешением. Каждый день она проводит в воспоминаниях о Борисе и терпит выходки Марка, который вовсе не любит её и увлечен весьма капризной дамой Антониной Николаевной Монастырской (артистка Евгения Гайдукова).
 

Это история о людях, которые мечтали, любили, строили грандиозные планы на будущее. Но в миг всё это оборвала война, которая навсегда изменила их жизни. Сверхзадача режиссеров заключалась в том, чтобы показать зрителю не только историю всё побеждающей любви, но и святой веры в свою семью, страну, победу. В глаза бросается то, как преображается сцена, а вместе с ней и сами персонажи. Особенно, это заметно с наступлением тяжелого для всех времени – войны.
 

В оформлении сцены применяется несколько необычных решений (художник-постановщик заслуженный деятель искусств России Александр Плинт). Это огромная грозовая туча — вуаль, опускающаяся вниз и напоминающая черное от копоти небо. Она передает всю скорбь о погибших на войне, олицетворяет саму войну и неожиданно нависшую над людьми трагедию. Кроме того сцена преображается в несколько мгновений с приходом войны. Теплая и милая квартира в Москве, с красиво обставленной мебелью, чистая и накрахмаленная скатерть, домашняя атмосфера становятся холодной и суровой линией фронта. Вместо уютной мебели – безликие ящики боевой расцветки, стулья превращаются в подсобные коробки, сколоченные из фанеры, скатерть заменяет старая и потертая газетка, посуда становится лишь жестяным подобием кружек и тарелок. Благодаря такому «преображению», понимаешь всю тяжесть бремени, которое отразилось на повседневной жизни каждого, кто застал годы Великой Отечественной Войны.
 

Благодаря искренней игре артистов возникают характеры людей со сложной, запутанной судьбой, в которой война оставляет ничем не излечимые раны. Один из этих людей — отец семейства, настоящий мужчина Фёдор Иванович Бороздин (заслуженный артист России Николай Дубаков). Он хирург, на его счету сотни спасённых жизней. Федор Иванович воспитывает в детях любовь к Родине, своей семье и своему делу. Для него важно, чтобы мальчики, сын Борис (артист Константин Агеев) и племянник Марк (артист Алексей Лобанов), росли настоящими мужчинами, смелыми и верными своему слову. Борис — мужественный и решительный юноша. Мы видим его честность перед Родиной, перед семьей, Вероникой и перед самим собой. Артист Константин Агеев завоевывает доверие всех сидящих в зале в первого мгновения. Когда родные провожают его персонажа на войну, из зала часто доносятся всхлипывания женской половины зала, которые не могут сдержать слез, переживая за дальнейшую судьбу героя.
 

Не менее интересен и образ Вероники (артистка Екатерина Константинова), трогательной и нежной. Она наполнена любовью к Борису, но винит себя за то, что не смогла уберечь его от беды. Её сердце смелое и отважное. Намерения этой героини чисты и бескорыстны, она ещё совершенно ребенок, но в годы войны из невинного ангелочка она преображается в мудрую женщину.
 

Антигероем спектакля стал Марк (артист Алексей Лобанов), в нем сосредоточены черты настоящего эгоиста, который привык жить только ради своих интересов. Особенно заметно это становиться, когда он забирает у Вероники игрушку, подаренную Борисом, для того чтобы подарить её Антонине Николаевне Монастырской (артистка Евгения Гайдукова).
 

Не меньшее возмущение вызывает и сама Монастырская, которую играет артистка Евгения Гайдукова. Многие знают, что в военные годы был сильный дефицит продуктов питания, но это не мешало ей в голодные годы доставать вдоволь хлеба, да ещё и несколько блюд поставить на стол в шикарной посуде, в то время как остальные едят из жестяных склянок. Ещё одно негативное впечатление складывается после того, как Антонина Николаевна хочет покататься ночью на машине ради развлечения. Можно сказать, что вся её жизнь это сплошное мимолетное веселье, беспечные влюбленности, но смысла в этом нет.
 

Среди её приближенных много интересных персонажей, наибольший интерес из них у зрителя вызывает хлеборезка Нюра (артистка Анастасия Шинкаренко). Простая русская женщина, совершенно не имеющая чувства такта, но это даже скорее плюс, потому как она говорит правдивые вещи. В этом «элитном» обществе Нюра становится перчинкой и будто задает тон праздничного вечера по поводу именин Антонины Николаевны. Все взгляды зрителей прикованы к ней, несмотря на то, что она появляется лишь в одной из сцен спектакля. Она, как настоящая женщина, любит наряжаться, это заметно, потому как она интересуется, что думают о её наряде остальные. Также в глаза бросается и очаровательный наряд Антонины Николаевны, который в те годы было просто не сыскать. А костюмы Миши и Танечки (артисты Николай Стрельченко и Регина Бутакова) действительно напоминают одежду студентов того трудного времени.
 

Во время спектакля музыки почти не звучит, только звуки бомбежки, стрельбы, сирены. Но в завершение спектакля свет гаснет, и играет мелодия из кинофильма «Летят Журавли», которая становится неким гимном «Вечно живых».
 

Спектакль «Вечно живые» показывает, как действуют герои, для которых понятия чести, долга, верности, совести не пустые слова. На пьесах Виктора Розова выросло не одно поколение. Люди шли в лучшие театры страны, чтобы посмотреть на великую историю. Они идут и сегодня. Потому что эти произведения написаны душой, а значит, они всегда найдут сердечный отклик у зрителей.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Виктория Пушмина
10.02.2017