Будь в курсе
событий театра

«Вечно живые» как связь поколений

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

27 марта иркутский зритель увидит на сцене Иркутского академического театра спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Накануне премьеры мы встретились с режиссером постановки, художественным руководителем театра Геннадием Викторовичем Шапошниковым.
 

— Сегодня на праздник 9 Мая к нам отказываются приехать то один, то другой руководитель страны, которая входила в состав Советского Союза или была освобождена от фашистов советской армией. Некоторые, например в Прибалтике, говорят об оккупации. Но оккупант ставит своей целью уничтожение языка, стирает все национальное. Советский Союз везде сохранил национальные школы. В детстве я жил на Украине и с пятого класса был вынужден учить украинский язык. И так было в каждой республике, включая прибалтийские. 
 

Политика Франции, Англии, Америки в отношении Великой Отечественной войны понятна. Их участие было столь ничтожным, что этим странам остается только раздувать степень своей важности. В мире идет реставрация значения Победы и ужаса войны. Это очень страшно, и меня это сильно раздражает. Я не могу себе позволить забыть о том, что мои деды погибли на этой войне. И знаю о ней не потому, что меня заставляли изучать ее в школе, чего сейчас, к сожалению, не делают. Пара параграфов в учебнике истории! Сегодняшнему ребенку разобраться в том, что происходило, просто невозможно. У нас нет таких масштабных и затратных фильмов, какие снимают американцы. А наше современное кино о войне с использованием голливудских эффектов и сериалы показывают войну как какую-то прогулку. В этом нет правды. 
 

Чтобы не забыть правду, о ней нужно говорить. Этим и обусловлен выбор такого материала для постановки. Сложно найти хорошую современную пьесу на эту тему, но есть замечательная драматургия военного и послевоенного периода. Виктор Розов — один из тех, кто говорил об этом времени честно. Он лежал раненым в госпитале и писал о проблеме выбора, о становлении личности, о сохранении общечеловеческих ценностей в этих тяжелых условиях. В пьесе «Вечно живые» я нашел все что нужно, чтобы говорить о памяти. Там есть очень правильный вопрос: за что они все погибли тогда, если мы сейчас так живем? 
 

Я сам, лет тридцать назад, играл Бориса в спектакле по этой пьесе. Тогда еще в зале сидели ветераны. Сегодня их практически не осталось, и в театр они уже не ходят. Через семьдесят лет полностью произошла смена поколения, поэтому этот спектакль мы делаем не для ветеранов. Им светлая память, а молодому поколению — вечная зарубка на душе, чтобы этот кошмар не повторился. В мире сегодня накопилось столько оружия, денег, глупости, амбициозности, что этот кошмар может быть очень близок. Не дай бог, чтобы это оказалось современной историей. 
 

В России в каждой семье найдется либо горе — похоронка, либо великая радость оттого, что солдат вернулся с той войны живым. И даже если случилось так, что все растеряно, это еще не значит, что ничего не было. Может быть, где-нибудь есть холмик с твоей фамилией и под ним лежит твой родственник. В этом спектакле вместе участвуют дети, внуки и правнуки фронтовиков — команда, которой небезразлично то, о чем мы хотим рассказать.
 

Сегодня смотрел черновой прогон — каждый работает с большой отдачей. Артист Яков Воронов после одной из репетиций принес мне вырезку из газеты, где пишут о его отце, прошедшем всю войну, до самого Берлина… В пьесе уходящему на фронт Борису бабушка на память отрезает пуговицу с платья. А его отец всю войну носил с собой оторванный кусочек от простыни. Для Вероники из «Вечно живых» игрушечная белка, подаренная любимым, — это такой же оберег, знак памяти. Через эту маленькую игрушку, пуговицу, кусочек тряпочки связь не прерывается, даже если человек ушел навсегда.
 

В нашей стране никогда легких времен не было, поэтому, приходя в театр, люди, конечно, хотят отдохнуть. Но театр — это такая система, которая не может быть нацелена только на развлечение. Он заставляет мыслить даже во время веселья. В спектакле «Вечно живые» будут кадры хроники военных лет, которые дома мы часто переключаем, ведь то, что тогда происходило, было жутко. Но если их всегда переключать, ни разу не посмотрев и не уколов свое сердце иглой этого ужаса, память атрофируется. Не воспринимая зло, мы его поощряем. Оно растет, существует, оно соблазнительно… 
 

Пусть те, кто хочет отдохнуть, выбирают другие постановки. Пусть на этот спектакль придут те, кому дорога память, кто не приемлет искажений Великой Отечественной войны, кому небезразлично наше будущее.


Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Ольга Олекминская
23.03.2015