Будь в курсе
событий театра

«Вечно живые»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

День Победы в Великой Отечественной войне – праздник, несущий и радость торжества, и боль утрат, тяжёлых воспоминаний. 27 марта в Иркутском академическом драматическом театре имени Н. П. Охлопкова состоится премьера спектакля «Вечно живые», режиссёры-постановщики Геннадий Шапошников и заслуженный артист России Александр Булдаков.
 

По мотивам этой пьесы Виктора Розова в 1957 году был снят легендарный фильм «Летят журавли», ставший лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля.
 

За свою большую творческую историю театр обращается к этому произведению второй раз. Многие иркутяне помнят 1975 год, тогда на сцене Иркутского областного драматического театра тоже шёл спектакль «Вечно живые». О той знаковой постановке рассказывают артисты Валерий Михайлович Жуков (исполнитель роли Анатолия Кузьмина) и Эмма Николаевна Алексеева (исполнительница роли Ирины).
 

В. М.: В 1975 году спектакль «Вечно живые» ставил режиссёр Борис Райкин. Я на всю жизнь запомнил оформление Юрия Суракевича: на заднем плане по длине всей сцены (а она большая – более 10 метров) были развешаны распахнутые солдатские шинели. И ты видел простреленные, окровавленные дыры: кому-то пуля прилетела в сердце, кому-то в руку, в шею.... Создавался потрясающий образ спектакля. Времени с окончания войны прошло не так много, потому, готовясь к этому спектаклю, мы спокойно шли в костюмерный цех и подбирали настоящую гимнастёрку, шинель, сапоги тех лет. Режиссёр Борис Райкин сам пережил блокаду Ленинграда, ездил с концертными бригадами в военные части, госпитали. Он был учеником того самого знаменитого артиста Василия Меркурьева, который в фильме «Летят журавли» играл отца Бориса, Фёдора Бороздина.
 

Э. Н.: Я помню, что на репетициях нам всё было близко. Наши родители были фронтовиками, потому мы с особым волнением и трепетом относились к этому спектаклю. У каждого кто-то из близких был на войне. Семья, показанная в этой пьесе, очень крепкая и интеллигентная. В ней каждый талантлив в своей области. Во время страшной и безжалостной войны, такие люди становятся беззащитными, спасает же их мощная вера в страну, в советских людей.
 

В. М.: Было два исполнителя роли отца Бориса: Александр Шаланов и Григорий Иушин. Александр Александрович играл своего героя человеком глубоко-интеллигентным и целеустремлённым. У Григория Михайловича в Фёдоре Бороздине была видна пронзительная человечность, богатство души.
 

Антонина Рыбакова исполняла роль бабушки. Татьяна Хрулёва играла Веронику очень незащищённой, потерянной. Её героиня попала в психологически жёсткие условия, и было ощущение, что как былинка она не имеет ни места, ни мнения, ни опоры.
 

Марка играли Вячеслав Малинин и Георгий Шипунов. Интересно, что индивидуальность у этих артистов была совершенно разная. У Вячеслава Александровича в герое чувствовалась абсолютная уверенность, предельная убеждённость в своей правоте. В Георгии Шипунове было море обаяния! Казалось, на него невозможно сердиться. Но, хотя играл он вроде бы приятного человека, поступки его персонажа говорили о другом. Я помню, как режиссёр советовал артисту: «Жора, ищите, где Марк не злой, а очень добрый. Это будет выразительнее, страшнее...».
 

Э. Н.: В постановке 1975 года я играла Ирину, сестру Бориса. Моя героиня была в чём-то суровой – это, конечно, папино: жёсткость и в то же время доброта и совестливость. В Ирине жила большая внутренняя боль – нераскрытое женское начало. Сейчас в спектакле «Вечно живые», премьера которого состоится совсем скоро, я работаю над ролью Бабушки. Замечательно, что театр снова обратился к этой пьесе. Таким образом старшие артисты передают эстафету памяти молодому поколению.

Автор: 
Ольга Олекминская
19.03.2015