Будь в курсе
событий театра

Вечная любовь Тамары Панасюк

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Заслуженная артистка России Тамара Панасюк человек уникальный. С той же увлечённостью, как и в начале своего творческого пути, она служит академическому драматическому театру имени Н.П. Охлопкова около шестидесяти лет. Со временем её героини изменились. Впрочем, некоторые из них в своём постбальзаковском возрасте не лишены кокетства, стремления к любви и обретению семейного счастья.
 

«Мастерству я тебя научу»

Характер Панасюк можно сравнить с характером Вассы Железновой – героини одноимённой пьесы Горького: твёрдость и непоколебимость собственных убеждений сочетаются в ней с мягкостью и женской добротой. Тамара Ивановна всегда готова оказать помощь ближнему, проходя мимо церкви, обязательно подаст нищему и даже тому, кто явно просит не на хлеб. Она, как принято говорить, родом из детства. С родными в одиннадцатилетнем возрасте попала под молох послевоенных сталинских репрессий. Папа-красноармеец был в плену у немцев, бежал, но по окончании войны был сослан в Магадан, вслед за ним арестовали и маму как жену врага народа.
 

Тамара попала в семью деда по маминой линии, которую в 1951 году всем составом из Украины сослали в Сибирь. В дороге были 16 суток, в Красноярске прошли санитарную обработку. Привезли их в Китой, в зону № 3 или № 5 (теперь точно не помнит). Всё Тамаре казалось диким – покосившиеся дома, некрашеные заборы, грязные ребятишки… Кроме украинцев в зоне было много кавказцев, она думала тогда, что это цыгане. В каждой семье много детей, которых хоронили почти каждый день. Дедушка похоронил младшую сестрёнку Тамары. Плач, крики, ночёвки в опилках, шорохи, какие-то тени и видения. Такого страха девочка не испытывала никогда.
 

В 1956 году указом президиума Верховного Совета СССР репрессированные народы были реабилитированы, немалое семейство Тамары вернулось в родную Ровенскую область, туда же из ссылки переехали папа и мама. А шестнадцатилетняя Тамара решила пойти своим путём. Насмотревшись в ДК «Нефтехимик» Ангарска кино и выступлений актёров, приезжавших туда на гастроли, она решила поступать в студию при Иркутском драматическом театре. Обаятельную, раскованную девчушку с яркой внешностью заприметил главный режиссёр Черемховского театра, пригласил работать актрисой. «Мастерству я тебя сам научу», – сказал он, радуясь тому, что обрёл настоящую героиню. Через два года Тамара переехала в Иркутск.
 

Попробовав поработать диктором на телевидении, она предпочла профессию драматической актрисы. Устроилась на службу в театр юного зрителя, здесь и нашла свою любовь. Виктор Егунов играл в спектакле «Молодая гвардия» роль Олега Кошевого, у него было немало поклонниц, не устояла и Панасюк. Юной красавице не составило труда завоевать сердце талантливого актёра, они поженились. Тамару тянуло на родину, она уговорила мужа поехать в театр Могилёва в Белоруссии – это совсем близко к Украине. Увы, сибиряк Егунов там не прижился, заявив жене, что они возвращаются в Иркутск. В драматическом театре Тамара поняла, что необходимо учиться профессии, и параллельно с работой актрисы начала учёбу в Иркутском театральном училище. Так началась её иркутская творческая биография.
 

Женщина года

В послужном списке Тамары Панасюк каких ролей только не было! Поначалу она играла умных, обаятельных и очень красивых героинь, которых почему-то бросали мужья или возлюбленные. К финалу своей роли ей постоянно приходилось рыдать. Слёзы были настоящими, искренними, они-то и подкупали партнёров по сцене, помогали зрителям выделять актрису из списка многих молодых героинь. Панасюк играла Полли Пичем в «Трёхгрошовой опере», Инну в «Традиционном сборе», Оленьку в спектакле «Живёт такой парень», Шафак в «Ночи лунного затмения». За роль Маши в «Кремлёвских курантах» получила диплом всесоюзного театрального фестиваля.
 

Панасюк хорошо помнит своих Макарскую и Кашкину, сыгранных в спектаклях, которые были поставлены по пьесам Александра Вампилова «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске» (спектакль назывался «Валентина»). Как многие актёры драматического театра, она дружила с драматургом, уже в 60-х годах прошлого века понимала, что общается не просто с незаурядным писателем, а с безгранично талантливым человеком.
 

Тамара взрослела, её героини тоже начали взрослеть. Григорий Жезмер поручил ей роль Кабанихи в «Грозе» – спектакле скандальном, с непривычной для того времени режиссёрской трактовкой. Кабаниха-Панасюк была натурой страстной, влюблённой в Дикого, безумствующей от своей тайной связи. Была в её творческой биографии и Анна в спектакле «Звёзды на утреннем небе» – опустившаяся девица, сосланная в дни Московской олимпиады на 101-й километр. Горе-проститутки в ссылке ёрничали и страдали, были ожесточены и милосердны. Анна-Панасюк пользовалась в этом спектакле потрясающим успехом. Её героине сопереживали зрители в Иркутске и во многих городах, где на гастролях театр показывал этот спектакль.
 

У режиссёра Изяслава Борисова Панасюк играла в спектакле «Круглый стол под абажуром» Арро, у Вячеслава Кокорина – Гурмыжскую в «Лесе» Островского, у Сергея Болдырева – Раневскую в «Вишнёвом саде» Чехова. В 1998 году иркутские журналисты признали её «Женщиной года». Но ролей много не бывает. Кроме официальной сцены она начала играть и в антрепризных спектаклях.
 

Тамара пришла на помощь своему однокурснику Владиславу Казименко, оказавшемуся без работы. С режиссёром Вячеславом Кокориным они репетировали спектакль «Сорри». Играли его в Доме актёра, ездили на гастроли. Странные образы двух неприкаянных людей у актёров получились пронзительными. Позднее Тамара Панасюк и Виталий Венгер повторили начатый в «Сорри» эксперимент. С Кокориным они поставили спектакль «Бульварный роман» о бывших… О бывшем писателе – советском классике – и бывшей красавице, собирающей на бульваре пустые бутылки. Как потянулись эти одинокие сердца друг к другу, какие романтические чувства сумели разбудить в себе!
 

Продолжатели династии

С благодарностью Тамара Ивановна вспоминает режиссёров, с которыми работала, которые верили в неё: Александра Терентьева, Александра Шатрина, Григория Жезмера, Изяслава Борисова. В спектакле «Стеклянный зверинец» по пьесе американского драматурга Теннеси Уильямса режиссёр Артур Офенгейм поручил актрисе сложнейшую роль Аманды, матери двух странных детей. Панасюк одновременно играла материнскую любовь и эгоизм, доведённый до эгоцентризма. На переднем плане у Аманды были её собственные страдания, воспоминания-фантазии, не позволяющие понять дочь и сына. Героиня актрисы была жалкой женщиной, забытой мужем и любовниками, не сумевшей стать настоящей матерью. Казалось, актриса жалела и ненавидела свою Аманду, оправдывала и осуждала её поступки.
 

Из многочисленных ролей актрисы запомнилась недавняя Мими в спектакле «Немного нежности» по пьесе Альдо Николаи. Панасюк была в своей стихии, на сцене она играла любовь, которой «все возрасты покорны», всепоглощающее чувство, не уступающее чувствам молодых, романтических, счастливых героинь. Мими-Панасюк боролась за свою любовь и побеждала, вызывая в зрительном зале восторг от игры актрисы.
 

Тамара Ивановна не боится выйти на сцену в эпизоде, который мог бы в исполнении другой актрисы быть незамеченным. Старуха Панасюк в «Олесе» по Куприну завораживала, её колдовство, шептания, взмахи рук казались настоящим камланием, создающим мистическую атмосферу всего спектакля. Её безмолвная шаманка в инсценированной повести Распутина «Прощание с Матёрой» становится частью острова, которому суждено погрузиться в бездну ангарской воды.
 

Влюблённая в театр, Тамара Ивановна передала эту любовь и двум своим внукам. Виктор окончил актёрский факультет ВГИК, но решил продолжить обучение на режиссёрском факультете. Кино стало его страстью. Алёна окончила Московский театральный институт имени Б. Щукина и тоже пробует себя в кино. Ещё два внука – Саша и Владик – растут не без помощи и заботы бабушки. Панасюк мечтала о большой и дружной семье, подарила её актрисе дочь Наталия.
 

Жизнь, в которой неизменным остаётся творчество, начиналась от народного артиста РФ Виктора Егунова, не останавливается у Тамары Панасюк и продолжается во внуках.

Автор: 
Светлана Жартун
28.08.2019