Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Вечер памяти Осипа Александровича Волина

Версия для печатиВерсия для печати

20 января в 13-00 в Иркутском Доме актёра состоится вечер, посвящённый памяти театрального деятеля и актёра – Осипа Александровича Волина. Человека, чьё имя золотыми буквами вписано в историю Иркутского академического драматического театра им.Н. П.Охлопкова. Организация программы стала возможна благодаря гранту Союза театральных деятелей Российской Федерации и проходит при поддержке Иркутского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации. Идейным вдохновителем памятного события стал артист иркутского академического Валерий Жуков. В программе примут участие актёры драмтеатра и студенты Иркутского театрального училища. Приглашаем всех желающих. Вход свободный.
 

Предвосхищая встречу, расскажем вам немного об этом замечательном, увлечённом, талантливом человеке:

Осип Волин в 1926 г. окончил Высшие театральные курсы в Киеве. В том же году начал работать в Киевском детском театре как актер. Затем играл в Днепропетровске, Николаеве, Омске. С 1931 по 1965 гг. - директор Иркутского драматического театра; исполнил ряд ролей (Счастливцев - "Лес", матрос-анархист - "Оптимистическая трагедия" и многие другие). Был председателем правления Иркутского отделения ВТО, членом президиума крайкома и обкома РАБИС, вел педагогическую работу в театральной студии в Иркутске. Выступал в периодической печати по вопросам театрального искусства. Период, когда О.А. Волин руководил театром, можно назвать целой эпохой. Для этого человека в театральном деле не было мелочей.
 

Директорские заботы Волина были обширны. Он появлялся в театре задолго до начала общей работы. Утром можно было увидеть его стоящим на театральной площади и пристально рассматривающим фасад здания театра: чисты ли стекла больших окон или старинных светильников у главного входа, не стерлась ли от дождей краска на рекламных щитах, опрятно ли выглядит витрина недельного репертуара, подметены ли подъезды к театру.
 

В рабочем кабинете директора на втором этаже в деловой, спокойной манере корректировался план предстоящего рабочего дня, уточнялся график.
 

Часто можно было увидеть Осипа Александровича сидящим в зрительном зале на обычной репетиции и что-то записывающим в свой блокнот. Он умел интересно и глубоко аналитически разбирать спектакли.
 

О.А. Волин занимался и вопросами формирования труппы: вел переписку с руководителями других театров, наводил справки об интересующих его артистах через знакомых режиссеров и актёров, работающих по всей стране, посылал в командировку режиссера, членов художественного совета, чтобы увидеть актера в спектаклях и оценить.
 

Попасть работать в Иркутск к Волину считалось честью. Не случайно труппа в то время считалась коллекционной, уникальной во всех отношениях. Это он пригласил работать в наш город Харченко, Лещева, Броневого, Ланганца, Венгера и многих, многих других.  
 

Осип Александрович был директором-профессионалом. За свою деятельность он удостоился чести быть включенным в театральную энциклопедию. В СССР Осип Волин входил в пятерку лучших директоров театров. Иркутский Драматический театр до сих пор чтит традиции, заложенные Волиным. В 2000 г. в Иркутске была торжественно открыта мемориальная доска в память о легендарном директоре драматического театра Осипе Волине.
 

А также делимся подборкой воспоминаний очевидцев:

Интервью с Георгием Барским, почётным гражданином Иркутской области, почётным работником прокуратуры и заслуженным юристом Российской Федерации:

– Нашему драматическому театру повезло: в 1930-е годы сюда приехал Осип Александрович Волин – замечательный человек, работавший сначала актером, а потом ставший его директором. Он любил театр до самозабвения, дневал и ночевал на работе, умел быть и требовательным, и добрым.

Заботился не только о творческой стороне дела, но и об актерском быте. Собирал в театре маститых, интересных, талантливых людей, поэтому и сумел аккумулировать здесь цвет актерской и режиссерской профессии и собрать одну из лучших трупп в стране. //Лора Тирон, газета Областная, Георгий Барский: В первый день войны в драмтеатре давали «Царя Федора Иоанновича».
 

Воспоминания артистов о том, как они устраивались в театр в бытность Осипа Волина:

Виктор Понтелеймонович Егунов, после окончания знаменитой театральной студии при драмтеатре, попросту сбежал со своим другом в армию и по возвращении даже не мыслил попасть обратно:
 

– Вернулся через 4 года. Нас с Панасюк (Тамара Панасюк – актриса драмтеатра, вторая жена Егунова) встретил тогдашний директор драмы Осип Волин. "Куда?" – спрашивает. Отвечаю: "В ТЮЗ". – "Зачем? Давайте к нам". Волин вернул ТЮЗу выданные нам подъемные – 200 рублей, и мы с женой стали служить в драмтеатре. Мне повезло работать с великими, прекрасными артистами – Барановой, Крамовой, Харченко, Терентьевым, Руккером. Это был настоящий драматический и психологический театр. И то, что в 99-м году нам дали звание академического – исключительно заслуга этой плеяды. // Корифей Иркутской сцены, правда.ру, Алёна Богатых.
 

Тамара Понасюк, вспоминает, как попала в театр:

 – Осип Волин, тогдашний директор драмы, легендарная в Иркутске личность, взял меня в театр без образования, из-за внешности, рассудив: «На неё будет ходит зритель». Театральное образование я получала уже во время работы. А какие были партнеры, какие актеры! Как они к нам относились! Воспитывали и помогали, подсказывали.
 

А актриса Эмма Алексеева вообще-то готовилась к поступлению в медицинский институт, но случайная встреча изменила, что называется, судьбу:

- На школьном выпускном вечере среди других родителей присутствовал отец её одноклассницы Саши – легендарный директор драмтеатра, незабвенный Осип Волин. Он-то и посоветовал, услышав выступление юной Эммы, прийти на прослушивание в театр. С нескрываемым волнением шла она на первый в своей жизни творческий экзамен. Выдержав огромный конкурс (из 600 желающих стать артистами в студию были приняты 20 ребят), Алексеева была зачислена в студию. //ВСП, 24 июня 2012г., Юрий Майорников.
 

Виталий Венгер, которому не посчастливилось попасть после выпуска в Вахтанговский театр, получил приглашение в Иркутск. Волин увидел его на показе, организованном для приехавших в столицу за молодыми талантами и пригласил на работу. И нашему городу посчастливилось заполучить ТАКОГО (!) артиста. После согласия Виталий Константинович вскоре получил ответ от директора:  

«Уважаемый тов. Венгер! 

Виктор Яковлевич передал мне ваше письмо. Постараюсь ответить на все интересующие вопросы. В августе мы уходим в отпуск. Начало нового сезона 10 сентября. К этому времени вам надлежит быть в Иркутске. Что касается материальной стороны, вам надо оформиться в отделе кадров Комитета искусств СССР, получить направление. По получении направления всё, что полагается вам, подъемные и т.п., переведём. Что же касается творческой работы, полагаю – не пожалеете и будете удовлетворены. Молодёжь у нас в почёте, если она талантлива. О получении направления сообщите. Уважающий вас О. Волин. 28 июня 1950 г.». 

И далее из книги «Перекрестки судьбы»:
 

- Мне повезло с Иркутском ещё и потому, что я попал в театр с чёткой административной основой – Осип Александрович Волин прекрасно понимал, что он, и все работники дирекции работают на то, что происходит (или не дай бог, не происходит) на сценической площадке. Отсюда – целая плеяда интересных режиссёров, и каждый их них вложил какой-то кирпичик в здание моей счастливой актёрской судьбы.
 

Из книги «Птицы небесные»:

- Осип Александрович знал театр от творческих цехов до технических. Каждое утро, в том числе и по понедельникам, ровно в десять утра он появлялся в театре, предварительно обойдя здание вокруг, пристально вглядываясь в каждый кирпич, а по театру уже неслось: «Волин пришел!». Он никогда не кричал, не устраивал разносов на людях, но, вызвав в кабинет, задавал выволочку. Он был воспитателем  жестким, но любой провинившийся выходил из кабинета без возражений.
 

…По театру ходил инкогнито куплет неизвестного автора:

Работаешь у Волина –

Будь всегда доволена.

А будешь недоволена,

Будешь ты уволена.

Осип Александрович был театральным директором по призванию, фанатиком театра, утверждавшим, что для сцены нет провинции. Он говорил, что духовность придёт из театра.

 

17.01.2020