Будь в курсе
событий театра

Вампиловский фестиваль завершился

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Вампиловский фестиваль завершился Но театральная осень в Иркутске продолжается
 

В понедельник завершился IX всероссийский фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова. Вечером участники и зрители возложили традиционные гроздья рябины к памятнику классику. Однако театральная осень в Иркутске только начинается – в городе осталось несколько гостей форума, в репертуаре которых исключительно современные пьесы. Честь же завершить Вампиловский фестиваль 14 сентября выпала трем театрам.
 

Сердце Вампилова

На основной сцене драмтеатра им. Н.М. Охлопкова спектакль «Исповедь начинающего» по произведениям Александра Вампилова сыграл Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой – частый гость иркутского фестиваля. Автор постановки – художественный руководитель театра, народный артист СССР Владимир Андреев, известный своим трепетным отношением к творчеству драматурга. Он постоянно обращается к его произведениям как режиссер, а как актер 300 раз выходил на сцену в роли Зилова из «Утиной охоты».
 

– Почему я ставлю Вампилова? Потому что я человек упрямый и очень часто чувствую себя одиноким, будучи окруженным близкими и преданными людьми. Ведь у каждого человека есть те «отсеки» одиночества, от которых не убежишь. Когда тебе хочется упрямиться, ты себе говоришь: а я снова поздороваюсь с Вампиловым, – рассказал на пресс-конференции Владимир Андреев.
 

Однако спектакль «Исповедь начинающего» вряд ли получился убедительным. Открывающая его одноактная пьеса «Дом окнами в поле» потеряла свою трогательность, а незаконченное произведение «Несравненный Наконечников» новой глубины не обрело. Впрочем, у постановки есть один неоспоримый плюс – в ней звучат отрывки незавершенных произведений и дневниковых записей драматурга.
 

– Мне было дорого, когда Валентин Распутин пришел на спектакль и не нашел в нем ни одного зазора, где был бы не Вампилов, – отметил Владимир Андреев. – Я вставлял в ткань постановки ранее не опубликованные записи драматурга, чтобы расширить амплитуду восприятия. Например, у меня роль директора театра стала в два раза больше, но не за счет собственной фантазии, а за счет Вампиловских заделов, которые он не успел воплотить в жизнь. Например, рассуждение о Моцарте в начале – это вампиловские мысли, записанные Геннадием Машкиным. Работа была очень непростая, но интересная.
 

На пресс-конференции Владимир Андреев вновь признался в любви к Вампиловскому фестивалю:
 

– То, что фестиваль существует в Иркутске, на родной земле драматурга, помогает сердцу Вампилова биться.
 

Лобозеровский проект

Поэтическим спектаклем «Сергей Есенин» на сцене ТЮЗа фестиваль закрывал Омский драматический театр «Галерка».
 

– Есенин – личность известная, но встает вопрос: как ее трактовать? Мы играем спектакль без единого слова прозы. Там нет никакой информации о поэте, только стихи, песни, танцы, музыка и свет, как писала одна критикесса – «аккорд души человеческой», – пояснил директор и художественный руководитель театра Владимир Витько.
 

По его словам, сразу после Дней Вампилова «Галерка» представит этот спектакль в Москве на международном театральном форуме «Золотой Витязь». А потом театр вернется в Иркутск и 15–18 сентября покажет на основной сцене драмтеатра четыре спектакля драматурга Степана Лобозерова: «Маленький спектакль на лоне природы», «Семейный портрет с посторонним», «Семейный портрет с дензнаками» и «В ста шагах от праздника».
 

– Это наш так называемый Лобозеровский проект, – рассказал Владимир Витько. – Пьесы этого драматурга из Улан-Удэ ставили в 300 театрах России. Наш коллектив буквально влюбился в него. Сначала я поставил «Семейный портрет с посторонним» и «Семейный портрет с дензнаками». Потом в 2007 году Лобозеров читал на Вампиловском фестивале свою новую пьесу «В ста шагах от праздника», нам она понравилась, и мы решили ее сыграть. Затем мы пригласили режиссера из Большого драматического театра Андрея Максимова, и он поставил у нас первую пьесу Лобозерова «Маленький спектакль на лоне природы». Так получился квартет. Сам драматург видел эти спектакли и одобрил их.
 

19 сентября «Галерка» отправится на гастроли в Улан-Удэ. По словам Владимира Витько, в планах театра – поставить к следующему Вампиловскому фестивалю спектакль по последней повести Валентина Распутина.
 

– Я уже два года подбираюсь к повести «Дочь Ивана, мать Ивана». Это сложный материал для театра, там очень много мест действия. Вначале, когда я прочел эту книгу, то два дня болел, потому что она возымела на меня гнетущее действие. Но потом я понял, что в ней на самом деле заложен хороший человеческий оптимизм.
 

Молодым трудно играть любовь

Лирическую точку в Вампиловском фестивале поставил четвертый курс Ярославского государственного театрального института. На камерной сцене драмтеатра студенты сыграли спектакль «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина.
 

– У мастера курса, заслуженного деятеля искусств России Александра Кузина каждые четыре года выпускается готовый театр, – рассказала проректор института Ирина Азеева. – Нужно отметить, что для приехавших в Иркутск ребят имя Александра Вампилова значит очень много. Именно внутри этого драматурга студенты формировались как личности. Причем начиналось все со спектакля «Стечение обстоятельств», который вышел из этюдных работ.
 

Очень трогательной, по словам директора музея Александра Вампилова в Иркутске Галины Солуяновой, была встреча студентов с вдовой драматурга Ольгой Вампиловой во время фестиваля.
 

– «Дульсинею Тобосскую» предложил поставить Александр Кузин, – пояснила Ирина Азеева. – Это, конечно, не самая простая пьеса Александра Володина. Но в ходе работы над ней выяснилось, что современные молодые люди совсем не понимают, кто такой Дон Кихот, смеются над ним и думают, что он сумасшедший. И это еще полбеды. Оказывается, они вообще не понимают, что такое любовь, а если и понимают, то не могут это выразить ни в слове, ни в действии. Курс очень долго шел к этой пьесе.
 

И тем интереснее получился результат. В своей работе ребята стараются дать ответы на вечные вопросы: что такое любовь, чистота, смелость?
 

В роли эмигрантов

Неожиданным открытием Вампиловского фестиваля стал спектакль «Антигона в Нью-Йорке» польского Театра Людовы. Пьесу своего земляка, современного драматурга Януша Гловацкого четверо артистов сыграли 10 сентября при минимуме декораций. Это и неудивительно, ведь антураж городского парка, где живут трое бездомных: опустившийся русский художник Саша (Анжей Франчык), пуэрториканка Анита (Беата Схимсхейнер) и спившийся поляк Пхэлька (Яццек Войчеховски), можно воссоздать с помощью урн и лавочек любого города.
 

История из жизни нью-йоркского дна написана Янушем Гловацким с удивительной пронзительностью и юмором, близким духу вампиловской драматургии. Выписанные несколькими мазками, но в то же время очень объемные характеры героев заставляют иначе взглянуть на опустившихся членов общества, которых достаточно теперь и в России. Вспомнить, что они прежде всего люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, от которой никто не застрахован.
 

О том же говорит и американский блюститель закона (Тадеуш Ломницки), который является карикатурной фигурой. Его монолог, с направленным в зал фонарем, открывает и завершает спектакль, подводя формальную бюрократическую черту под жизнью Аниты.
 

– Мы ошеломлены и до сих пор находимся под впечатлением дороги сюда. Но это только помогло спектаклю. Ведь мы в Иркутске тоже эмигранты, – пошутил директор Театра Людовы Яцек Страма, – Януш Гловацкий – современный польский драматург, который сам какое-то время жил в Нью-Йорке. Эта пьеса стала результатом его поездки.
 

17 сентября на камерной сцене драмтеатра иркутяне смогут увидеть еще один спектакль Театра Людовы – «Ящичек без дна» современного драматурга Веслава Дымны.
 

– С первых дней работы Дмитрия Мезенцева на посту губернатора мы ощутили его особое внимание к культуре и искусству. Одним из свидетельств этого стало приглашение в Иркутск министра культуры РФ Александра Авдеева, с которым нам удалось обсудить наиболее острые вопросы. Дмитрий Федорович принимает и другие конкретные шаги. Например, недавно было принято постановление о поддержке творческих союзов, сейчас готовится областной закон о поддержке культуры. Очень важен тот факт, что губернатор уделяет особое внимание сохранению исторического облика Иркутска. Нельзя не отметить также активное участие Дмитрия Федоровича в подготовке таких крупных культурных мероприятий, как международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале» и Всероссийский фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова.
 

Министр культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева

Автор: 
Елена Орлова
17.09.2009