В зеркалах отечественной литературы
Разработка сайта:ALS-studio
Итоги интернет-конфере
Дорогие любители литературы! Завершилась интернет-конфере
matros
Есть ли (были ли в недавнем прошлом? - последняя нобелевская - у Бродского, 1987) сейчас в России (и не только) русские писатели уровня классиков 19 века (уровня Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, …) или хотя бы 20 века околонобелевског
Валентин Курбатов: В недавнем прошлом хватило бы, чтобы оправдать время одного Валентина Григорьевича Распутина. И сейчас есть! Да узнать сразу не узнаешь, потому что меряешь прежними мерами, читаешь «старыми глазами». А они, новые-то, говорят уже на ином языке и реальность их так жёстко нова, что с чеховской и горьковской мерой не подступишься. Поглядите, скажем, Олега Рябова с его романом «Убегая, оглянись». Дочитывать боязно, чтобы не впасть в отчаяние «при виде всего, что совершается дома», или Максима Кантора, Андрея Столярова… Новая реальность потребовала нового языка – сухого, жёсткого, агрессивного. И какая выросла интеллектуальная ветвь в прозе – Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Алексей Варламов, Андрей Геласимов. Да вот беда – читать-то нам некогда, Время загоняет, интернет разрушает читательские «технологии». Но матушка-литерату
Валерий Попов: Гиганты появляются от какого-то большого общественного «толчка» – например, Шолохов. Сейчас жизнь стремится к стабильности. И это правильно. Но писателей-гигант
Алексей Варламов: Я думаю, что такого рода вопросы не совсем справедливы по отношению к настоящему времени. Лицом к лицу лица не увидать... Пройдёт время, и мы поймём, кто был кем в русской литературе нового рубежа веков. Да и что касается околонобелевско
Аналогичный вопрос по поэтам – есть ли поэты уровня Маяковского. Блока, Рубцова, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва, Бродского… ? Если нет, то почему? И есть ли надежда на будущее в этом смысле?
Валентин Курбатов: Один наблюдательный дяденька остроумно сказал, что порознь-то Пушкиных и Ахматовых нет, а коллективные – есть. Я вот уже сорок девять лет бываю на Пушкинском поэтическом празднике в Михайловском. Лаборатория, а не Праздник. Там всё виднее. И там часто слушатель брюзжит, что вот раньше было, а теперь. И ждёт, что он откинется в кресле, и будет слушать, как поэт будет услаждать его слух и мысль. А нынче уж «не откинешься». Надо не просто выпрямиться, а податься вперед, и напрячь слух и мысль, чтобы увидеть, что время-то не поэтическое, а поэзия умна и высока как никогда. Именно коллективно высока. «Рассыпанное» время уже не охватывается одним, хотя бы и очень властным умом, а является в десятках прекрасных зеркал.
Алексей Варламов: Аналогичный ответ. Эти поэты возникли в обществе, где был культ поэзии. И помимо них самих, их дара, при жизни этот дар отражался в тысячах зеркал. Сегодня ситуация – и с поэзией особенно, как мне кажется – напоминает игру в футбол при пустых трибунах. Словно кто-то оштрафовал играющие команды. Другое дело, что самим поэтам это не так может быть и важно. Они всё равно играют самозабвенно, больше, чем кто бы то ни было в литературе, пишут ради самой поэзии и оценивают самих себя. На поэтических фестивалях, вечерах это особенно чувствуется. Просто постарайтесь смотреть на литературу не со стороны, не высокомерно, а войдите внутрь этого пространства, и сами найдёте ответы на свои вопросы. В этом смысле есть надежда. Я верю, пройдёт время, и читатели вернутся. Пусть не так много, как в ХХ веке, но вернутся. Как к винилу.
Karina Korepina
– Как Вы думаете, о чём сегодня должен писать писатель? И что сегодня является для писателя залогом успеха?
Валентин Курбатов: О чем и всегда писал – о родном времени. И если напишет это время, так что оно с отвращением или удовлетворением узнает себя, то это и будет залогом успеха.
Валерий Попов: Залог успеха – в «попадании» в раскрученные темы. Писать же надо – только о своём. Всё, что общеизвестно – не литературно.
Алексей Варламов: О том, что у него болит. А что касается успеха, то залог его – о нём не думать. Пиши, как пишется, пиши что пишется, будь свободен – вот и всё...
TheCrownedClown
– Ваши книги вызывают разные ощущения. И ощущения цвета. Проза Валентина Курбатова – пастельные тона, рассказы Валерия Попова – яркие и калейдоскопичные
Валентин Курбатов: Про других не знаю, а свои сравнил бы с картофельным синеньким цветком – похвалиться особенно нечем, но тоже ведь цветок.
Валерий Попов: Главное для меня – оттенки слов и звуков. Цвет важен лишь тогда, когда работает на мой стиль. Помню – пустое снежное поле, белое, тянется долго-долго. Вдруг – чёрный грузовик, груда чёрного угля, чёрные люди лопатами в бешеном темпе кидают уголь в кузов. И – будто и не было – снова бесконечная снежная белизна. Вот такое люблю.
Алексей Варламов: Спасибо за прекрасные слова. У меня, наверное, цветоощущение развито не так остро, но из природных стихий я больше всего люблю воду, она часто у меня появляется и с ней связано много сюжетов – даже вот названия двух сборников рассказов «Все люди умеют плавать» и «Как ловить рыбу удочкой» про воду. Так что цвет воды – очень разной воды – речной, озёрной, морской, освещённой солнцем и нет, в разное время суток и времен года, с отражающимся небом, луной, облаками или беспросветной тьмой, с дождями, радугой, туманом, ветром, волнами, толща воды, растения, в воде живущие, рыбы, цвет их глаз и чешуи – вот вся эта гамма цветов и их переливов мне ближе всего...
BlueRareBird
Уважаемые писатели, добрый день! У меня к Вам три «бытовых» вопроса:
1. Какими средствами, способами, мотивациями можно привлечь молодых людей к чтению, на ваш взгляд?
Валентин Курбатов: Это зависит от молодого человека. Одного побудишь простым укором, другого спровоцированным честолюбием («умные читают, а ты что же так и будешь глупеть у компьютера?»), третьего – прямой выгодой («шеф предпочитает поговорить о книгах, смотри не оконфузься»). Думаю, что вот такой индивидуальный подход и должен использоваться школой и родителями.
Валерий Попов: Самыми простыми. Встречаться и рассказывать про свои книги. И всё получается! Главное – убрать всю муть ( накрутки цен, постоянный шум, забивающий уши) – и найти друг друга.
Алексей Варламов: Я думаю, здесь должна быть, что называется, политика кнута и пряника. Кнут – это обязательное чтение в школе плюс обязательное сочинение по литературе как выпускной экзамен и как вступительный по крайней мере на гуманитарные факультеты уважающих себя университетов. И ещё бы я ввел обязательный курс русской и мировой культуры, включая литературу, для всех факультетов в опять же уважающих себя университетах. А ещё надо книгу продвигать через СМИ, в том числе электронные, поощрять рекламу, сайты, передачи, поощрять книжную торговлю, в том числе на уличных лотках, киосках, книги должны быть в интерьерах кафе, ресторанов, клубов – чаще попадаться на глаза. Надо использовать опыт проведения литературных фестивалей, таких, как «Этим летом в Иркутске», «Платоновский фестиваль», шукшинские дни на Алтае и прочие в масштабах всей страны. Надо чаще приглашать современных писателей в различные телепрограммы, делать авторские передачи. Литературы и писателей должно быть больше в повседневной жизни.
2. Какую книгу Вы бы рекомендовали для прочтения каждому?
Валерий Попов: Рекомендую: В.Каверин «Два капитана».
Валентин Курбатов: Раньше спрашивали: какую книгу вы взяли бы с собой на необитаемей остров? Я обычно отвечал, что школьную хрестоматию для десятого класса: там есть всё необходимое. Но это было во времена, когда мы ещё были едины и звались народом. А теперь беда в том, что «каждые» различны. Одному «Как закалялась сталь» и «Мартин Иден», другому «Новый завет», третьему – «Как стать успешным». Во всяком случае – в мирное время. Войны и бедствия диктуют более общие законы. Храни нас Бог от такого подневольного обобщения.
Алексей Варламов: Евангелие. А если говорить про литературу художественную, то в России – это «Война и мир». Наша «Илиада», национальный эпос.
3. Ваш любимый писатель и произведение?
Валентин Курбатов: Каждый день разные.
Валерий Попов: Любимая книга – М.Лермонтов, «Герой нашего времени».
Алексей Варламов: Пушкин. «Повести Белкина».
diawara
Здравствуйте! Хотелось бы узнать о вашем отношении к российским литературным премиям. Достаточно ли этих премий (или же какие-то литературные жанры обделены вниманием), значителен ли PR-эффект после победы, существенно ли материальное вознаграждение? Всегда ли выбор жюри верен? За лонг-листами каких литературных премий стоит следить в первую очередь? Или же нынешние российские литературные премии –- совсем не то, что будет важно спустя многие годы после издания книг?
Книжный блог «Bookeanarium», Ирина Распопина.
Валентин Курбатов: Премий достаточно и все жанры охвачены. Хуже то, что не всегда отчётливо обозначены критерии премии, отчего вы видите одних и тех же соискателей и в «Большой книге» и в «Ясной поляне», и в бунинской, горьковской, лесковской премиях. Но, в общем, всё-таки премии дают представление об основном камертоне времени. Скажем, участник наших «Литературных вечеров» Евгений Водолазкин в прошлом году получил и «Большую книгу» и «Ясную поляну», – жюри обоих премий просто некуда было деться – так, несомненно, первенственен был «Лавр» среди других соискателей. Во всяком случае, для библиотек – лауреаты премий при нынешнем «безразмерном» книжном рынке несомненное свидетельство качества.
Алексей Варламов: Как человек, получивший несколько литературных премий, вряд ли кинусь этот институт критиковать. Да, премии дают писателям и деньги, и признание, а это важно. Всегда ли верен выбор жюри? Те, кого обделили, должно быть считают, что нет. От субъективности в литературе не уйдёшь никуда. Бывают интриги, сговор. Но гораздо реже, чем принято считать, и в целом, мне кажется, премии присуждаются по делу. А для читателей они ценны тем, что дают ориентиры. Причём не только и не столько победители, сколько «коротки
Sun81
Приветствую, уважаемые писатели! Пушкина, Достоевского, Булгакова, Толстого, Распутина и др. знают многие люди, их проходят в школе, о них принято говорить, когда разговор заходит о классике русской литературы. Но, наверняка, есть забытые имена. Кто на Ваш взгляд, из писателей незаслуженно забыт?
Валентин Курбатов: А вот читаю, скажем, великого А.С.Хомякова и вижу там такие строки: «Никогда, может быть, со времени нашего бессмертного Гоголя, не видали мы такой светлой фантазии, такого глубокого чувства, такой художественной истины в вымысле, как в произведениях, подписанных именем госпожи Кохановской». Кто из нас теперь вспоминает следом за Гоголем госпожу Кохановскую, а Хомяков был умнейшим человеком своего времени. Или у него же: «Я не думаю, что иностранные литературы могли представить много произведений, которые можно было бы поставить выше «Кузнечика» господина Полонского». А кто из нас читал этого «Кузнечика»? Мы неслыханно богаты и потому можем безнаказанно забыть Слепцова и Писемского, Короленко и Лескова, Аксакова и Сологуба. Тут только начни перечислять. Молодые литературы торопятся занять место ушедших. Это грустно, но это естественно. Но когда эти молодые с их современностью прискучат, разогните «второстепенных» русских писателей и вы ахнете от восхищения и вернёте их в читательский обиход хотя бы своих знакомых. Значит, окончательно забытых всё-таки нет.
Валерий Попов: Кто из писателей забыт? У нас поднимают писателей – государственнико
Алексей Варламов: Сегодня очень многие. Читают ли Писемского, Лескова, Апухтина, Гарина-Михайловс
Dana
- Здравствуйте! Нас ежегодно знакомят с писателями России, а есть ли кто-то за рубежом, достойный внимания? Я имею ввиду современных авторов.
Валентин Курбатов: А откройте в интернете страницы Гонкуровской, Пулитцеровской и иных зарубежных премий, они вам тотчас список и представят. И у нас уже переведены все лучшие: и Уэльбек, и Эко, и Дэйв Эггерс, и Донна Тартт и Рут Озеки. Все нынешние. Все криком кричат о неблагополучии мира и тем легко перекликаются с нашими авторами.
Валерий Попов: Зарубежные... Последнее время читал их бегло, но главное – у них всегда есть механизм читательского интереса, они всегда успешны – и этому надо учиться.
Алексей Варламов: Пожалуйста. Вот несколько имен: Джулиан Барнс, Кадзуо Исигуро, Умберто Эко, Рут Озеки, Мишель Уэльбек, Джозеф Максвелл Кутзее.
Dana
И ещё вопрос:
Согласны ли вы, что всё-таки русская литература по своей природе депрессивная, чаще всего герой испытывает муки совести и чувство вины за содеянное или надуманное. Здесь писали про краски - русская литература монохромна: белое-чёрное-сер
Валентин Курбатов: Это вчера она была депрессивна и, как говорила Дарья у Валентина Григорьевича Распутина в «Прощании с Матёрой»: «Совесть сильно различала», а сегодня какая депрессия у Вик, Ерофеева, у Елены Крюковой, у Сергея Солоха, у Екатерины Завершневой, у Быкова, у Сорокина... По экспрессии и краскам вот-вот догоним, потому что «догоняет» сама жизнь. Поглядите хоть «питерскую прозу» Светланы Мосовой или Александра Мелихова. Живут «не казня себя. Просто живут».
Валерий Попов: Да! И главная – только именно такая считается честной, серьёзной... Тоска! Моя цель – переломить эту линию, показать что жизнь – прелестна. Может быть, ещё и поэтому я «не в струе». Однако – бьюсь!
Алексей Варламов: Я думаю, и депрессивной, и экспрессивной литературы хватает и у нас, и в зарубежье. Это всё вещи индивидуальные, оценочные, вкусовые. Что я точно могу сказать про себя: мне русская литература ближе. Но если уж и пытаться проводить разницу, то возможно зарубежная литература в чём-то техничнее
Ирина Лазарева:
Как сейчас живут критики, что критикуют. Чем зарабатывают на жизнь? Как к критике относятся те, кого критикуют?
Валентин Курбатов: По-разному живут. Радоваться бы, что книжек выходит не то, что прочитать, а хоть успеть названия поглядеть, а вот не радуется. И уж старинной критики, которая бы «рекомендовала», что читать, не жди. Тиражи-то хорошо если сотнями исчисляются: порекомендуешь, а читателю книжку и не сыскать. Да и кто уж слушает критика-то? Его слышат при сколько-то едином государстве и сколько-то общей мысли, А когда каждый сам себе закон, то журналы торопятся как-то охватить горизонт хоть общими обзорами с двумя-тремя цитатами, и ты уж сам выбирай. Я, грешный, давно не видал читателя, который заглядывал бы на критические поля журналов. А зарабатывать зарабатывают этими самыми обзорами благо несчётных изданий. А уж как относятся это зависит от писателя – умный благодарит (хотя бы и через силу), а кто послабее, тот назовёт тебя «дураком» и продолжит своё с запятой.
Валерий Попов: Критика фактически не занимается современной литературой и это не на пользу и тем, и тем. Мне, однако, повезло – мне очень помогли, на разных этапах. Сначала – Владимир и Ольга Новиковы, потом – Генис и Вайль. Сейчас очень помогают точные, и главное, быстрые отзывы Димы Быкова.
Алексей Варламов: Критиков стало мало. Поэтому они давно записаны в Красную книгу, требуют бережного к себе отношения, а не глупых на них обид. На жизнь зарабатывают кто чем, в том числе рецензированием
Валентин Курбатов предложил пригласить на Литературные вечера «Этим летом в Иркутске» Ирину Распопину из «Bookeanariuma» с её вопросом о целесообразности премий. Валерий Попов решил, что самый интересный для него вопрос – о депрессивности русской литературы пользователя Dana. Алексей Варламов отметил вопросы про цветоощущение и про забытых писателей пользователейTheCrownedClown и Sun81.
Авторы отмеченных вопросов приглашаются на Литературные вечера «Этим летом в Иркутске» и получат книги с автографами писателей. Более подробная информация по телефону: 20-04-81.