Будь в курсе
событий театра

В Крыму должна быть Сибирская деревня

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Землячество сибиряков в Крыму подчеркнуто не ставит перед собой никаких политических целей, однако задачи его выходят далеко за рамки культурного сотрудничества. Напомним, что в феврале прошлого года по инициативе этой общественной организации Иркутск посетила крымская делегация, в состав которой вошли чиновники, культурные деятели и общественники. Они прибыли с предложением установить побратимские связи между городами, с идеями сотрудничества в области культуры, образования, науки и туризма. О том, чем еще занимается Землячество сибиряков в Крыму, газете «Областная» рассказал его председатель, уроженец Усолья-Сибирского Олег Лобов.
 
 
– Олег Владимирович, неужели сибиряков в Крыму много?
 
 
– Наша организация молодая, она существует всего два с половиной года, и за это время в наши ряды вступили 960 человек. Но мы не гонимся за количеством, наша задача в том, чтобы людям в этом обществе было интересно. Наших людей россиян, жителей Украины и Крыма – очень часто обманывали, загоняя их в различные партии, движения и используя в своих целях. Поэтому многие сейчас разочарованы в подобных объединениях и вначале скептически отнеслись к самой идее. Но потом они поняли, что мы не занимаемся политикой, болтовней, а с помощью народной дипломатии делаем все возможное, чтобы Крым и Сибирь были ближе.
 
 
Так уж сложилось, что мы – бывшие сибиряки – живем здесь, в другой стране. И мы здесь чужаки, наши корни остались в Сибири. Я живу в Крыму 20 лет, но с некоторыми особенностями психологии крымчан до сих пор не смог сжиться. У них другой подход ко многим вещам, другая духовная база. Вот в нашем гимне сибиряков, который возможно немного простоват, есть такие слова: «Творить добро за просто так». Ведь у нас было принято – если у тебя к человеку доброе отношение, то ты сделаешь ему одолжение «за спасибо». Здесь в Крыму все несколько иначе... И еще сибиряк если любит – то любит, если ненавидит – то ненавидит. Здесь же люди не такие открытые.
 
 
– Поэтому у вас возникла идея создания Землячества?
 
 
– Я на протяжении многих лет вынашивал идею найти своих здесь – за несколько тысяч километров от родины. Ведь когда я приехал в Крым, мне был 21 год и я очень скучал, вглядывался в лица, по молодости даже ходил на вокзал и встречал поезда из Сибири. Идея объединиться с земляками преследовала меня все эти годы. А несколько лет назад у меня впервые за многие годы получился длительный отпуск и я открыл книгу «Кто есть кто в Крыму», скрупулезно выписал всех людей, которые родились в Сибири, потом обзвонил их.
 
 
На первый съезд в городе Алуште собрались 44 делегата. Буквально через полгода, когда мы проводили съезд сибиряков Крыма, нас уже было 200 человек. Тогда к нам приезжал начальник управления по общественным связям и национальным вопросам Иркутской области Сергей Коженков, который привез с собой письмо от губернатора. И начались трудовые будни.
 
 
– Насколько я знаю, организация имеет множество филиалов в разных городах Крыма и за его пределами? Не вызывает ли Землячество раздражения у отдельных слоев украинского общества?
 
 
– В каждом городе Крыма есть свое отделение. Есть они и в трех городах Украины – Запорожье, Одессе и Донецке, ведь возможно в перспективе это будет движение сибиряков Украины. Кстати, сибиряки не вызывают раздражения даже у жителей западной Украины, которая якобы негативно настроена к России. Ведь эти люди когда-то в силу объективных причин были выселены со своих исконных территорий в Сибирь и на Урал. Там они нашли свою судьбу: кто-то женился, вышел замуж, получил образование, профессию, работу. Часть из них вернулась на родину, другая – осела в Сибири. Поэтому они толерантно относятся к сибирякам, памятуя о том, что те их в свое время приютили.
 
 
– Олег Владимирович, вы родились в Усолье-Сибирском, как же судьба занесла вас в Крым?
 
 
– Дело в том, что мои родители развелись, когда мне было четыре года, а дед по отцу – из Донецкой области, поэтому папа уехал на историческую родину. Я очень скучал по нему, и в 21 год принял решение о переезде. Хотя в Сибири судьба моя складывалась довольно удачно: сразу после школы меня взяли в редакцию городской газеты «Ленинский путь». Я работал литературным сотрудником в отделе промышленности и транспорта, потом меня избрали комсоргом редакции, а позднее забрали в Усольский горком комсомола.
 
 
– А учились вы в Иркутске?
 
 
– Да, я окончил факультет журналистики Иркутского государственного университета и переехал, когда учился уже на третьем курсе. Ездил на сессии из Крыма. Здесь я начал работать в Симферопольском райкоме комсомола. Потом меня пригласили в Министерство культуры Крыма старшим инспектором по кинематографии, что в регионе, где существует Ялтинская киностудия, было очень ответственно. Потом меня перевели на должность помощника председателя Совета министра Крыма, тогда мне было всего 29 лет. Нужно отметить, что я пережил шесть премьер-министров, побив всякие рекорды. Затем меня назначили заместителем министра курортов и туризма Крыма, где я работал длительное время. Позже избрали первым заместителем мэра Алушты. Потом я работал проректором Международного славянского университета, но понял, что образование – не моя сфера. А в марте 2008 года меня выбрали председателем Крымского республиканского профсоюза работников туристической сферы, торговли и общепита, где я работаю по сей день.
 
 
– Землячество выступает с идеей побратимских отношений городов?
 
 
– Да, причем выбор городов-побратимов не случаен. Например, Саки и Усолье-Сибирское. В годы войны именно в этот город был эвакуирован Сакский химический завод, который стал базой большой химии Восточной Сибири. Или Иркутск и Симферополь. Симферополь – ворота Крыма, а Иркутск – Байкала. Оба студенческие, культурные и театральные города. Кстати, наши регионы – Прибайкалье и Крым – это еще и уникальные рекреационные территории, которые знают во всем мире и куда съезжаются тысячи туристов.
 
 
Общего между нашими территориями гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Например, в Крыму есть храм святого Иннокентия Иркутского, а высшая точка по трассе Симферополь – Ялта называется Ангарский перевал. Но самое удивительное, что там же течет маленькая речка Ангара, которая является истоком основной реки Крыма – Салгира. На вокзале Симферополя есть ресторан «Ангара», сейчас мы ищем средства, чтобы сделать красивую вывеску, и железная дорога дала нам на это добро. Там мы проводим различные мероприятия. Например, недавно проходил конкурс лепки пельменей. В библиотеках мы проводим литературные вечера, посвященные юбилеям Валентина Распутина и Александра Вампилова, конкурсы сибирских песен и частушек.
 
 
– Почему вы решили пригласить в Крым Иркутский академический драматический театр?
 
 
– Я считаю, что самая главная наша победа в том, что театр услышал наше приглашение и приехал на гастроли. Мы понимаем, что было непросто убедить чиновников изыскать средства. Спасибо администрации Иркутской области за этот шаг. Для Крыма это событие огромной культурной важности. И очков в копилке нашего землячества теперь прибавится. Мы с большей гордостью теперь можем говорить, что мы из Сибири. Ведь Иркутский драматический театр не понижает профессиональную планку, не действует в угоду моде, а ставит классику, пропагандируя доброе, вечное. Эти спектакли надолго останутся в душе и сердце у зрителей.
 
 
– Как часто вы сами бываете на родине?
 
 
– Я постоянно езжу в Иркутскую область, ведь моя мама живет в Усолье-Сибирском.
 
 
– Каким будет следующий этап сотрудничества между регионами?
 
 
– В июле к нам приедет иркутская делегация и будет подписан договор о побратимстве Иркутска и Симферополя. Мы бы хотели, чтобы крымчане получше узнали Сибирь, чтобы не только вы к нам приезжали отдыхать, но и мы могли погостить у вас. Ведь сибирская природа ничем не хуже крымской, воздух чище, а у людей сохранилась крепкая духовная основа. Хотя когда мы читаем ваши криминальные сводки, то волосы порой встают дыбом. Ну что поделаешь, таковы сибиряки: либо любовь, либо жестокость.
 
 
– Кроме возрождения духовных и культурных контактов намечается сотрудничество и в туристической сфере, а это уже экономические отношения?
 
 
– Конечно, мы бы хотели сотрудничать и экономически, и не только в плане туризма. Наш регион сегодня нуждается в продукции предприятий Иркутской области, ведь у вас серьезная сырьевая база и достойное качество товаров. В дальнейшем мы бы хотели создать бизнес-клуб и мечтаем, чтобы одна из здравниц Крыма была приобретена Приангарьем. Это идея так называемой Сибирской деревни, которую мы никак не можем осуществить. Есть земля, где достаточно льготные условия, но пока предприниматели не рискуют вкладывать в нее деньги. А в культурном обмене открываются просто бесконечные возможности.
 
 
– Когда в Приангарье приедет «Поезд дружбы»?
 
 
– Эта идея, которой мы все загорелись, сопряжена со многими трудностями. Прежде всего, материальными. Во-вторых, у нас в Землячестве много пожилых людей, за здоровье которых мы опасаемся. Это колоссальная работа, но мы к этому идем, так что приедет «Поезд дружбы» осенью этого года или весной следующего, пока неизвестно.
 
 
Тем более что следующий шаг культурного сотрудничества уже предложил директор Иркутского драматического театра Анатолий Стрельцов. Он пригласил Крымский русский драматический театр на Вампиловский фестиваль. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы в Иркутск приехали ученики Виталия Венгера: Вера и Анатолий Бондаренко.
 
 
Интервью с выпускниками Иркутского театрального училища народным артистом Украины Анатолием Бондаренко и заслуженной артисткой Верой Бондаренко читайте в следующих номерах газеты «Областная».
Автор: 
Олег Лобов
25.06.2008