Будь в курсе
событий театра

В иркутском драмтеатре ставят "Матросскую тишину"

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Завтра премьера в иркутском драмтеатре. Там ставят "Матросскую тишину". На протяжении многих лет пьеса Галича была запрещена. А когда цензура выпустила спектакль на подмостки, он сразу стал культовым. Настолько, что ученики одной из московских школ посвятили ему сайт в интернете. А актер и режиссер Владимир Машков создал киноверсию драмы. Почему зрителей так взволновала история бедной еврейской семьи?

Темные декорации, минимум света. На веревке, подпертой шваброй, сушится далеко не новое белье. Вокруг нехитрый скарб. Действие происходит в не отмеченном на карте городке Тульчине. Вся обстановка создает ощущение рутины и безнадеги. Абрам Шварц работает на товарном складе: выписывает накладные, бесконечно ругается с поставщиками и мечтает только об одном: чтобы его единственный сын Давид жил лучше, чем он сам. "Я получу премию и тогда возьму Давида, и мы поедем с ним к морю, в Крым. Будем жить с ним как цари во дворце. И каждое утро горничная будет приносить ему в постель яичницу с ветчиной, а мне кофе с крендельками".

Свою пьесу Александр Галич начал писать весной 1945-го. Еще до того, как драму напечатали, она привлекала внимание многих советских режиссеров. Однако цензоры запретили спектакль на еврейскую тему. Свое сценическое рождение постановка получила в 1989-м в качестве дипломного спектакля студентов-мхатовцев. А через год она попала на большую сцену. И тогда стало ясно, что смысл пьесы гораздо глубже, чем считали критики. И так смущавший их национальный вопрос сразу отошел на второй план. А на первом оказался внутренний мир человека и, как бы это пафосно сегодня ни звучало, отношение к своим корням, родине и предкам. Возможно, ради этого глобального переосмысления и стоило отложить пьесу в дальний ящик на несколько десятков лет. "Каждому овощу - свое время. Может, ее время как раз позже наступило. Тогда бы она была в ряду "сталеваров", была бы обычной советской драматургией, которая вряд ли бы стала выпуклой. Тогда ее никто бы не заметил", - говорит Геннадий Шапошников, режиссер-постановщик.

Актеры-охлопковцы признаются, что когда читали пьесу, у них наворачивались слезы. Эта история берет за душу и потом уже не отпускает. В спектакле нет ярких костюмов и пышных декораций. Все действие разворачивается на этой лестнице. Она - и квартира в провинциальном Тульчине, и комната в столичном общежитии, и больничная койка, и санитарный эшелон. Но главное то - смогут ли герои подняться вверх или же навсегда останутся на нижних ступенях своих стремлений и помыслов. "Этот спектакль все-таки слезодробильный, как мы его называем. Но мы постараемся не плакать. Однако мы хотим, чтобы люди, которые придут на спектакль, подумали о том, хорошо ли они себя ведут со своими родителями, не пропускают ли что-то мимо, когда общаются с ними. Если это вызовет слезы, то хорошо! В театр люди ходят за эмоциями", - уверен Степан Догадин, артист.

Автор: 
Елена Миненкова
29.06.2010